Введение
Выполняя важную функцию локомотива и инвестиционного посредника, коммерческие банки постоянно совершенствуют свою деятельность, поддерживают финансовую устойчивость и рост объемов банковских операций, предлагают качественно новые технологии и банковские продукты на всех сегментах финансового рынка.
Материал и методы
Только за прошедший год в банковской сфере произошли кардинальные изменения. Была введена конвертация по текущим международным операциям для широкого круга предприятий, созданы равные и прозрачные условия покупки иностранной валюты по рыночному курсу. Юридические лица получили возможность свободно конвертировать в банках собственные средства в иностранную валюту без каких-либо ограничений или дополнительных условий, контроля целесообразности приобретения, ожидания проведения сделки на неопределенный срок.
Проведенная девальвация почти в два раза курса национальной валюты исключила диспропорции между стоимостью импортных и экспортных операций, когда наличие на рынке нескольких курсов снижало заинтересованность производственных предприятий в увеличении объемов экспорта собственной продукции.
Была полностью отменена обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг), для всех предприятий-экспортеров независимо от их форм собственности и экспортируемой продукции [1].
Важным следствием первых шагов по либерализации валютного рынка стало сравнивание стоимости в обращении наличных и безналичных денежных средств, закрытие сегмента теневого рынка, когда на разнице возможности приобретения иностранной валюты только за наличные деньги на рынке процветали однодневные фирмы, которые только и обналичивали денежные средства.
Минимальный размер уставного капитала (фонда) вновь создаваемых коммерческих банков был установлен в национальной валюте в сумме 100,0 млрд. сум. При этом коммерческим банкам предоставлено время более года для выполнения новых требований, сроком до 1 января 2019 года [2].
Также было принято важное решение об отмене несвойственных для банка функций, как контроль образования просроченной дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов и целевого использования хозяйствующими субъектами наличных денег, полученных из кассы банков, что долгое время было объектом критики международных финансовых институтов [3].
В целях обеспечения прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики, усиления взаимосвязи с общественностью, повышения информирования о применяемых инструментах и конечных целях проводимой политики Центральным банком значительно расширена открытость финансовых показателей. Впервые в открытом доступе на официальном сайте Центрального банка представлены данные по золотовалютным резервам Узбекистана и денежным агрегатам, а также аналитические материалы о деятельности банковского сектора, проекты принимаемых важных нормативных документов. Такая открытость способствует более глубокому пониманию принимаемых решений, становится базой для повышения уровня образования на основе использования практических материалов по стране.
По данным Центрального банка по состоянию на 1.01.2018 году в республике функционируют 28 коммерческих банков, в том числе с участием государственной доли 11, другие банки – 17. Совокупный объем активов банковской системы по итогам 2017 года увеличился почти в 2 раза и составил 166,6 триллионов сум. Без учета влияния девальвации курса активы банков увеличились на 22%. Соотношение активов к ВВП республики составляет 66,9% против аналогичного показателя 2016 года 42,2%, что говорит о повышении роли коммерческих банков в национальной экономике.
Остается высокой доля коммерческих банков с участием государственной доли, на которые приходится 82% совокупных активов, 88,4% кредитного портфеля и 65,8% депозитов банковской системы нашей страны.
Результаты и обсуждение
Для последующего развития деятельности коммерческих банков в качестве инвестиционных посредников предлагается рассмотреть следующие направления:
- сегодня в банковской системе уже наработана положительная практика работы коммерческих банков с участием иностранного капитала, когда основным иностранным финансовым партнером выступают международные финансовые институты и государственные банки развития зарубежных стран, пришло время целевого привлечения зарубежных именно коммерческих банков, прежде всего из стран основных торговых партнеров, как Российская Федерация и Китай;
- принятие мер по развитию вторичного рынка ценных бумаг с открытым обращением акций коммерческих банков, что повысит прозрачность их финансовой деятельности и предоставит возможность оценки эффективности работы и стоимости капитала;
- для крупных государственных банков разработать меры по выходу на международные рынки капитала, с возможным первичным размещением долговых расписок, а в последующем и акций коммерческих банков;
- инновационное развитие банковских продуктов и расширение спектра оказываемых банковских услуг для физических лиц на основе использования новейших информационных технологий и развития Интернет банкинга;
- в целях повышения конкурентоспособности коммерческих банков необходимо внедрять инновации в бизнес-процессы и систему управления коммерческим банком;
- повышение инвестиционной активности коммерческих банков на рынке долгосрочных кредитов и рынке ценных бумаг, путем внедрения в широкую практику смешанного финансирования инвестиционных проектов, как за счет долгосрочного кредитования или проектного финансирования, так и за счет содействия предприятиям в выпуске корпоративных облигаций под конкретные инвестиционные проекты;
- совершенствование нормативной базы и создание дополнительных фискальных стимулов более активного участия банков на стадии разработки проекта, а также создания банковских синдикатов для финансирования крупных инновационных проектов;
-привлечение зарубежных инвестиционных фондов, международных экономических и финансовых институтов в создание совместных с коммерческими банками инвестиционных компаний для финансирования стартового капитала реализации инновационных проектов, с возможной последующей продажей доли участия финансового института основным учредителям.
Также отдельным направлением совершенствования банковской деятельности может стать их большее участие в развитии экспортного потенциала, внедрение схем кредитования покупателя под гарантии надежных и финансово устойчивых иностранных банков корреспондентов для приобретения отечественных товаров, работ и услуг. В этом случае получателем услуги являются иностранные заемщики, привлекающие финансирование в целях приобретения продукции и услуг и последующим погашением кредита.
Выводы
В среднесрочной перспективе определены две основные стратегические задачи, которые будут определять развитие банковского сектора Узбекистана.
Во-первых, повышение финансовой устойчивости банков и расширение спектра финансовых услуг на внутреннем рынке.
Во-вторых, активизация банков Узбекистана на международном рынке капитала. Все эти меры, безусловно, свидетельствуют о стремлении и готовности нашей страны к интеграции в глобальную мировую экономику.
В целом дальнейшее повышение эффективности деятельности коммерческих банков будет способствовать развитию финансового рынка, в первую очередь в части роста рынка капитала и долгосрочных кредитов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления