Неудивительно, что несмотря на признание эффективности бенчмаркинга, отношение к нему в мире бизнеса довольно неоднозначное, настороженное [1, 2]. Например, некоторые специалисты предлагают ставить знак равенства между понятиями бенчмаркинг и промышленный шпионаж. Оно и понятно, ведь в мире бизнеса зачастую тот, кто владеет информацией о конкуренте – получает преимущество, а значит, больше шансов победить в конкурентной борьбе [3].
Конечно, было бы неверно утверждать, что между регионами не существует соперничества в плане получения более выгодных инвестиционных проектов [4, 5, 6], большего количества средств из федерального бюджета и пр. Однако, в отличие от предприятий сферы бизнеса, целью которых является максимизация прибыли (либо схожие по типу цели), цель развития региона в непрерывном устойчивом повышении качества жизни населения. При этом взаимодействие регионов в плане оптимизации выбора методов осуществления хозяйственной деятельности, в частности, в сфере инвестиционной деятельности, приведет к более эффективному решению задач в рамках программ стратегического развития регионов.
Классический процесс проведения бенчмаркинга включает следующие основные этапы:
1. Выбор объекта бенчмаркинга и определение его текущего состояния;
2. Определение основных критериев оценки;
3. Выбор компании или своего структурного подразделения для проведения сравнения;
4. Сбор информации;
5. Анализ информации и определение возможности её применения для улучшения объекта бенчмаркинга, стимулирования сбыта [7, 8];
6. Адаптация и практическое применение лучших из найденных методов.
Такая классическая схема проведения бенчмаркинга может с успехом быть применена при решении задачи выбора инвестиционных проектов на региональном уровне. Однако следует учитывать ряд особенностей. Например, в отличие от коммерческой организации, проводящей процесс бенчмаркинга полностью самостоятельно, руководству региона необходимо также заботиться о нормативно-правовом обеспечении процесса бенчмакинга, т.е. издании необходимых законов и положений, определяющих все этапы проведения исследования. Не менее важным является вопрос выбора рабочего органа, ответственного за проведение процесса бенчмаркинга. На наш взгляд, при формировании данного органа целесообразно, кроме специалистов отделов и служб региональных властных структур, уже задействованных в управлении инвестиционными процессами, привлекать представителей ведущих предприятий региона.
Однако наиболее интересное отличие применения бенчмаркинга на уровне региона связано с третьим этапом – выбором сторонней компании для проведения исследования. Несмотря на то, что в классическом бенчмаркинге определяется возможность наличия партнерских отношений с анализируемыми компаниями, на практике это, скорее исключение, чем правило [9, 10]. Мало кто из компаний добровольно готов разглашать свои коммерческие тайны и ноу-хау. При этом, как и упоминалось ранее, для успешного взаимодействия регионов в данном направлении проблем существенно меньше.
В настоящее время увеличивается самостоятельность регионов, которые теперь сами должны отвечать за результаты регионального экономического развития [11]. Практика последних лет показала, что регионы, применяющие прогрессивные методы управления, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. Бенчмаркинг, на мой взгляд, является одним из методов, позволяющих более эффективно проводить инвестиционную политику на региональном уровне.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления