Введение
Сибирский федеральный округ (СФО) – второй по размеру субъект Российской Федерации, занимающий 30% от общей площади территории, на которой проживают чуть больше 13% населения и плотность населения не превышает 4 чел. на 1 кв. км, в то время, как в Центральном федеральном округе плотность населения в 2016 г. превысила 60 чел. на 1 кв. км. [1, 2]. Сибирский федеральный округ богат природными ресурсами: на его территории сосредоточены 80% запасов угля, крупнейшие запасы свинца, никеля и меди, а также более 40% запасов драгоценных металлов – платины, золота и серебра.
Несмотря на высокую стратегическую важность, правительству не удается решить проблему снижения численности населения в регионе. Основным местом концентрации населения в СФО являются южные территории, где проходит Транссибирская магистраль. В середине 1990-х годов начался массовый отток граждан из городов и поселков, образованных в период строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), поскольку удаленность территорий от центра страны сказалась на уровне финансовой поддержки региона. В результате образовалось сильное отставание социальной сферы, из-за чего в настоящий момент в СФО не задерживаются даже мигранты, что, в свою очередь, порождает проблему трудовых ресурсов и их квалификации, а это не позволяет произвести модернизацию производственной сферы и развивать сложные производства, порождая еще больше проблем в экономической сфере. Довольно мощной энергетической базой обладает СФО ввиду расположения на его территории крупных водных ресурсов, позволяющих развивать гидроэнергетику. В связи со слабой социальной политикой и близостью к протяженным границам с Монголией и Китаем, где крайне сложно отследить контрабандистов, в СФО легко попадают наркотические вещества из Афганистана и Китая, и, как следствие, четыре региона из двенадцати, входящих в состав СФО, – Кемеровская, Иркутская, Томская и Новосибирская области лидируют в России по уровню распространения наркомании и ВИЧ, что отягощает и без того сложную социально-демографическую ситуацию в регионе [3].
Слабая заселенность территорий в сторону Севера объяснима суровыми природно-климатическими условиями и низким уровнем развития транспортной сети, но, рано или поздно, вопрос транспортной доступности Сибири придется решать, поскольку регион богат природными ресурсами и месторождениями полезных ископаемых, а существующие места добычи нефти и газа, расположенные ближе к Центральной России, постепенно истощаются.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом стоит начать улучшение социальных условий (развитие транспортной сети, жилищного фонда, медицинской сферы, образовательных и спортивных учреждений, торгово-развлекательных центров), чтобы удалось обеспечить приток населения в СФО, которое в перспективе начнет продвигаться на Север с целью освоения сырьевой базы и природных ресурсов. Поэтому стоит рассмотреть основные социально-экономические показатели региона в динамике за 2014-2016 гг., проанализировать развитие спортивной инфраструктуры и объемы выделяемого финансирования на развитие ФКИС, поскольку развитие массового спорта способствует борьбе с неблагоприятными социальными явлениями (алкоголизм, наркомания). Развитие спортивной инфраструктуры стимулирует развитие городских и сельских поселений – образовываются новые рабочие места, создаются возможности для развития детско-юношеского спорта, преображаются близлежащие территории и т.д. [4]
Материал и методы
Статья написана на основе данных Федеральной службы государственной статистики [1, 2, 5], данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [6], данных Министерства физической культуры и спорта РФ [7]. Для анализа были применены широко распространенные статистико-экономические методы (аналитический метод, метод сбора данных, метод сравнительного анализа, графический метод) [8].
Результаты и обсуждение
О проблемах в социально-экономическом развитии СФО пишут многие авторы, отмечая высокую неравномерность в развитии регионов, входящих в его состав, что связано с особенностями отраслевой структуры, концентрацией основных производственных сил на юге региона (около 85% от общего объема), снижением доходов и сокращением числа рабочих мест, оттоком населения в Центральную Россию, что, как следствие, приводит к неспособности СФО обеспечивать собственный экономический рост [9-12]. Одной из важнейших проблем в СФО является его транспортная доступность для осуществления взаимодействия с Центральными регионами РФ, вызывая потребность в строительстве высокоскоростных транспортных магистралей, а также транспортная доступность удаленных территорий внутри округа, что затрудняет их заселение [13, 14].
Как полагают некоторые ученые, на социально-экономическом развитии СФО благоприятно должно сказаться развитие туристической сферы [15], поскольку на территории федерального округа располагаются уникальные природные объекты. Поскольку в СФО наблюдаются суровые климатические условия с низкими температурами и обильными осадками в зимнее время, перспективными для развития в нем являются зимние виды спорта с точки зрения создания тренировочных баз для профессиональных спортсменов, такие как лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл, горнолыжный спорт [16, 17]. В 2019 г. в Красноярске будет проводиться Зимняя Универсиада [18], что должно вывести регион на новый уровень развития. Для развития массового спорта, особенно в условиях малонаселенных территорий, в России в последние годы стали физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), где возможно осуществлять тренировочный процесс по различным видам спорта [19]. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [20] во всех регионах России, кроме республики Калмыкия и Крым, Севастополя и Чукотского АО осуществлялся проект по строительству и оснащению физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием [21] с целью создания спортивной инфраструктуры, доступной для широких масс населения. Действие программы дало положительные результаты, несмотря на кризисные ситуации в стране и трудности с финансированием ФКИС.
Для начала проанализируем динамику основных социально-экономических показателей СФО и определим их долю в структуре Российской Федерации.
Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели развития СФО в 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение (+, -) |
Численность населения, тыс. чел. |
19312,2 |
19324 |
19326,2 |
14,0 |
Доля в РФ, % |
13,2 |
13,2 |
13,2 |
0,0 |
Стоимость основных фондов, млрд. руб. |
12329 |
13212 |
14260 |
1931,0 |
Доля в РФ, % |
9,2 |
9,0 |
8,9 |
-0,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
1378 |
1441 |
1383 |
5,0 |
Доля в РФ, % |
10,4 |
10,6 |
9,5 |
-0,9 |
ВРП, млрд. руб. |
5147 |
6107 |
6752 |
1605 |
Доля в РФ, % |
10,3 |
10,4 |
10,4 |
0,1 |
ВРП на душу населения в СФО, руб. |
267 |
316 |
349 |
82 |
ВРП на душу населения в РФ, руб. |
341 |
402 |
443 |
102 |
Номинальная начисленная заработная плата СФО, тыс. руб. |
26,5 |
29,6 |
31,4 |
4,9 |
Номинальная начисленная заработная плата РФ, тыс. руб. |
30,0 |
34,0 |
36,7 |
6,7 |
*Источник: Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [1, 2]
При столь обширных территориях, в СФО проживает всего 13,2% населения России, при этом самым густонаселенным регионом считается Кемеровская область (таблица 1). В динамике основные социально-экономические показатели СФО по абсолютным значениям растут, но в структуре роль СФО снижается. Что касается ВРП на душу населения в СФО, то этот показатель ниже среднего по России, как и уровень заработных плат, что говорит об уязвимости экономики СФО.
Как говорилось выше, слабозаселенность СФО связана с тем, что основная часть населения проживает вдоль Транссибирской магистрали, а северные территории заселяются сложнее из-за суровости природно-климатических условий, неразвитости транспортной сети, трудностях при перемещениях по сибирской тайге, хотя одним из перспективных направлений развития транспорта признается развитие Арктического морского пути. В СФО высока степень урбанизации, но и сельские поселения имеют место быть.
*Источник: Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ [5]
Рисунок 1 – Муниципальное устройство регионов СФО
Как видим, большое число городов располагается на территории Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей (рисунок 1). Наибольшее количество сельских населенных пунктов расположено в Алтайском крае, Красноярском крае, Новосибирской и Омской области. Площадь Красноярского края несоизмеримо больше площади любого из регионов СФО, и в 3 раза больше площади второго по размерам региона Иркутской области, причем численность населения свыше двух млн. человек в Красноярском и Алтайском краях, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях; от 0,9 до 2 млн. человек в республике Бурятия, Забайкальском крае, в Омской и Томской областях. Менее 550 тысяч человек в республиках Алтай, Хакасия и Тыва [1, 2].
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [8]
Рисунок 2 – Количество спортивных сооружений в разрезе регионов СФО по состоянию на 2016 г.
Распределение спортивных сооружений в СФО происходит согласно численности населения в регионах (рисунок 2). Не вписывается в общую картину только Омская область, которая на третьем месте по количеству спортивных сооружений, наряду с Красноярским краем и Кемеровской областью, а по численности населения она, хотя и близка к 2 млн., но все же уступает Новосибирской и Иркутской областям.
Что касается финансирования ФКИС в расчете на одного жителя в разрезе регионов СФО, анализ стоит производить без учета республики Тыва и Забайкальского края, поскольку в объемах финансирования ФКИС в 2015 г. в этих регионах наблюдается превышение в десятки раз относительно объемов других регионов СФО, и при графическом отражении динамики развития показателя может получиться некорректная картина.
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [8]
Рисунок 3 – Объемы финансирования ФКИС в расчете на одного жителя в разрезе регионов СФО за 2014-2016 гг.
Согласно рисунку 3, финансирование ФКИС в регионах СФО распределяется крайне неравномерно, а в динамике показатель развивается скачкообразно. Низкие объемы финансирования наблюдаются в республике Алтай, Бурятия, Алтайском крае и в Омской области. В 2016 г. финансирование во всех регионах СФО снижается относительно 2015 г. Лидером по размерам финансирования в расчете на одного жителя является Красноярский край, что может быть обусловлено подготовкой к предстоящей Универсиаде. За ним следуют Иркутская и Кемеровская области, что логично с точки зрения численности населения, проживающего в них.
Как уже говорилось, на возможности населения заниматься спортом влияет доступность для населения спортивных объектов, поэтому оценим, как распределились средства на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [20].
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчете о реализации ФЦП по развитию спорта [6]
Рисунок 4 – Структура распределения средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов СФО
Наибольшая доля средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в СФО пришлась на Красноярский край, на втором месте Новосибирская область, на третьем – Омская. На долю Кемеровской области пришлось всего 6% выделенных средств, хотя регион является лидером по количеству спортивных сооружений и является вторым после Красноярского края по численности населения. Небольшой объем средств пришелся также на Иркутскую область и Алтайский край, где проживает население свыше 2 млн. человек и располагается большое количество сельских поселений.
Выводы
В ходе исследования было установлено, что доля СФО в экономическом развитии Российской Федерации снижается, уровень ВРП на душу населения и уровень заработных плат ниже среднего по России, что негативно характеризует экономическое развитие региона. Острые социально-экономические проблемы региона в виде слабой развитости социальной сферы, сложностей в организации транспортной сети, концентрации подавляющих объемов производственных сил и населения вдоль Транссибирской магистрали и высокой подвижности населения, что выливается в отсутствие постоянных высококвалифицированных кадров и невозможность развития высокотехнологичных производств.
Развитие спорта в СФО благоприятно происходит только в Красноярском крае, где в 2019 г. будет проводиться Зимняя Универсиада, в остальных регионах финансированию ФКИС уделяется недостаточно внимания, средства выделяются крайне неравномерно и скачкообразно, что не делает возможным стабильный рост в сфере развития ФКИС. В целом в регионе складывается ситуация, при которой не может быть обеспечен экономический рост без притока крупных инвестиций, а также без грамотной организации социального развития региона с перспективой заселения не только южных территорий региона, но и его северной части. Как показал результат исследования, на развитие массового спорта в виде ФОКов в регионах, где располагается большое число сельских поселений, было выделено небольшое количество средств, что не позволяет судить о целях местного самоуправления развивать спорт на слабозаселенных территориях.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления