В данной работе представлена методика планирования развития предприятия на основе баланса интересов, с помощью которой можно составить перечень стратегических целей и проверить, способствует ли их достижение удовлетворению интересов выделенных заинтересованных сторон, а также сбалансировать эти интересы.
Развитие предприятия, внедрение инноваций в современных условиях не возможно без учета интересов различных сил, заинтересованных в деятельности предприятия. К ним, наряду с собственниками и сотрудниками, относятся потребители, поставщики, местная администрация и др.
В данной работе представлена методика планирования развития предприятия на основе баланса интересов, с помощью которой можно составить перечень стратегических целей и проверить, способствует ли их достижение удовлетворению интересов выделенных заинтересованных сторон, а также сбалансировать эти интересы [1, 2].
Методика включает последовательность следующих шагов:
1. Выбор заинтересованных сторон (стейкхолдеров) [3].
2. Установление стратегических интересов сторон.
3. Установление стратегических целей.
4. Установление стратегических направлений развития.
5. Разработка инициатив и бизнес-процессов [4, 5]. Утверждение бюджетов для инициатив.
Действие данной методики рассмотрим на примере текстильной фабрики, которая производит суровую ткань (марлю, бязь, миткаль и т.п.) для конечных потребителей и последующей переработки.
Выберем заинтересованные стороны и установим их стратегические интересы:
собственники – увеличение доходов от деятельности, выход предприятия из кризиса, предоставление государственных гарантий по кредитам;
швейные и текстильные фабрики – удобство поставок продукции, бесперебойная поставка ключевых продуктов;
население – низкая цена товаров;
медицинские учреждения – высокое качество продукции, приемлемая цена на продукцию, своевременность поставок необходимых товаров;
руководители – выход предприятия из кризиса, сокращение деловых рисков (рисков, обусловленных неопределенностью в отношении объема инвестиций, денежных потоков от производственной деятельности, вне зависимости от того, как осуществляется финансирование инвестиций);
сотрудники (специалисты, служащие и непромышленный персонал) – стабильность рабочих мест;
поставщики сырья (хлопка и т.д.) – интеграция в области логистики, качества на основе двусторонних долгосрочных соглашений;
поставщики пряжи (хлопчатобумажной и штапельной) – долгосрочное сотрудничество;
городское управление – прибыльная статья в бюджете от налоговых поступлений предприятия, сокращение безработицы в области и обеспечение рабочих мест для работоспособного населения.
Главным инструментом, используемым в нашем подходе, является матрица балансирования. Она позволяет определить взаимосвязь всех выявленных интересов. Баланс интересов относительно заинтересованных сторон – важнейшее условие согласованности и вовлеченности всех стратегически важных сторон.
Для вычисления коэффициента баланса используется комплексная шкала (например, от -3 до 3), в которой наличие положительной «+» или отрицательной «–» взаимосвязи рассматриваются по степени влияния (сильная, средняя и слабая).
Полученный результат балансировки интересов относительно заинтересованных сторон сравнивается с максимальным или минимальным возможным значением, которые находятся по следующей формуле:
число заинтересованных сторон*количество интересов*3 (или -3).
Установим стратегические цели: снижение цены на 15%; увеличение производительности на 20%; сокращение издержек на 15%; увеличение объемов продаж на 50%; повышение мотивации персонала.
Разработаем стратегические направления: прямая и обратная вертикальная интеграция со смежными предприятиями; сокращение ассортимента продукции и наращивание производства ключевых (по объему прибыли) продуктов; снижение цен на товары на потребительском (массовом) рынке; повышение качества экспортируемой и медицинской продукции по степени удовлетворенности потребителей; оптимизация логистических издержек и сокращение потерь на всех стадиях жизненного цикла продукции; выход на новые рынки сбыта (географические и потребительские), привлечение новых клиентов; внедрение концепции управления человеческими ресурсами в организации [6].
Для каждого стратегического направления также целесообразно определить политики (нормы, принципы, ценности), в соответствии с которыми будет в дальнейшем осуществляться деятельность текстильной фабрики при принятии тех или иных решений.
После формирования стратегических направлений разрабатываются бизнес-процессы и инициативы – проекты по изменениям или внедрениям, которые будут осуществляться в рамках направлений и обеспечивать достижение долгосрочных целей. Для каждой утвержденной инициативы формируется бюджет в соответствии со значимостью поставленной задачи для достижения стратегических целей [6, 7].
На каждом этапе мы проводим процедуру балансирования (целей относительно интересов, направлений относительно целей, инициатив относительно направлений). Анализируем и корректируем цели, направления, инициативы.
Благодаря применению предлагаемой методики получаем стратегию, которая берет начало от установления долгосрочных стратегических целей и заканчивается выполнением оперативных проектов, осуществляющихся в соответствии со стратегическими целями и направлениями. При этом вся деятельность организации, включая цели, стратегию и инициативы, теперь направлена на удовлетворение интересов, стратегически важных для успеха компании, заинтересованных сторон.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления