INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
Иннов: электронный научный журнал
 

Внедрение персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей

Introduction of personalized financing in additional education of children



УДК 37.07

11.07.18 7:59
8422

Выходные сведения: Литвинова В. В. Внедрение персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №7 (40). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vnedrenie-personifitsirovannogo-fin/

Авторы:
Литвинова В. В.
младший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация (127006, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2), e-mail: w_litvinova@mail.ru

Authors:
Litvinova V. V., assistant researcher of the Research Financial Institute, Moscow, Russian Federation (127006, Moscow, Nastasyinsky Lane, 3, p. 2), e-mail: w_litvinova@mail.ru

Ключевые слова: дополнительное образование, персонифицированное финансирование, сертификаты, электронные сертификаты, доступность образования, Общероссийский народный фронт

Keyword: additional education, personalized financing, certificates, electronic certificates, access to education, the All-Russian People's Front

Аннотация: Персонифицированное финансирование в дополнительном образовании детей – это закрепление определенного объема средств за потребителем и их последующая передача организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, по выбору потребителя. Для передачи средств используется сертификат в электронном или бумажном виде. Принцип персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и задача реализации соответствующей модели впервые были заявлены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Проект предполагает распространение модели персонифицированного финансирования в группе пилотных регионов, отобранных на конкурсной основе. Данный конкурс был проведен в 2016 и 2017 годах. По его результатам пилотный проект разворачивается в 9 регионах: Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, в Республике Татарстан, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Вологодской, Тульской, Астраханской, Тюменской областях и в Пермском крае. В статье проведен анализ распространения модели персонифицированного финансирования в пилотных регионах. Использован материал Общероссийского народного фронта, который ранее нигде не публиковался. Применяются методы описание, анализ и рассуждение. По итогам проведенного анализа делается вывод о том, что модель жизнеспособна, а применение персонифицированного финансирования позволяет повысить доступность качественного дополнительного образования детей независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи.

Annotation: Personalized financing in additional education is the fixing of a certain amount of money for the consumer and its subsequent transfer to an organization (individual entrepreneur) that implements an additional general education program at the choice of the consumer. For the transfer of money a certificate in electronic or paper form is used. The principle of personalized financing of additional education for children and the task of implementing the corresponding model were first announced in the Concept for the Development of Additional Education for Children, approved by the Russian Federation Government Resolution No. 1726-r of September 4, 2014. The project involves the spread of a personalized funding model in a group of pilot regions selected on a competitive basis. This competition was held in 2016 and 2017. Based on its results, the pilot project is being developed in 9 regions: the Republics of Sakha (Yakutia) and Buryatia, the Republic of Tatarstan, Khanty-Mansiysk Autonomous Region, Vologda, Tula, Astrakhan, Tyumen Regions and Perm Region. The article analyzes the distribution of the personalized financing model in the pilot regions. The material of the All-Russian People's Front, which had not been published anywhere before, was used. Methods of description, analysis and reasoning were applied. Based on the results of the analysis, it is concluded that the model is viable, and the use of personalized financing makes it possible to increase the availability of quality additional education for children regardless of residence place, social status and family income.

Внедрение персонифицированного финансирования  в дополнительном образовании детей

Введение

Сегодня необходимо повысить доступность качественного дополнительного образования независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи [2]. Одним из инструментов реализации этой задачи является персонифицированное финансирование.

Персонифицированное финансирование в дополнительном образовании детей – это закрепление определенного объема средств за потребителем и их последующая передача организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, по выбору потребителя. Персонифицированное финансирование осуществляется на основе сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги на электронном или бумажном носителях. Сертификат дополнительного образования – именной документ, предоставляемый ребенку, подтверждающий право родителей (законных представителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования.

Механизм персонифицированного финансирования в дополнительном образовании реализуется следующим образом:

1)    ребенок получает сертификат;

2)    по этому сертификату родитель получает доступ к персональному счёту в личном кабинете;

3)    родитель вместе с ребёнком выбирает программу из единого навигатора;

4)    заполняется договор;

5)    с сертификата списываются средства.

В отличие от традиционной системы финансирования дополнительного образования детей при персонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети, происходит финансирование именно услуг, а не учреждений, происходит учет детей и количества посещений с помощью сертификатов.

Принцип персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и задача реализации соответствующей модели впервые были заявлены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Согласно данному документу, совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает, в том числе, «разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей». Реализация этой задачи осуществляется Общероссийским народным фронтом в рамках проекта «Каждому ребенку – бесплатный кружок».

В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11), к концу 2018 г. 10% детей, а к концу 2019 г. – 20% детей должны быть охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования.

Цели внедрения системы персонифицированного финансирования следующие:

-       развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышение их качества, поддержка выбора семей;

-       развитие конкуренции между поставщиками и увеличение числа поставщиков путем привлечения к оказанию услуг частных организаций;

-       обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств и снижение коррупционных рисков;

-       повышение уровня учебной мобильности;

-       повышение реального охвата детей дополнительным образованием [1].

Для частных организаций и индивидуальных предпринимателей используется модель организации-оператора (ресурсного или модельного центра). Этот центр получает бюджетные средства и распределяет их поставщикам программ дополнительного образования, в том числе, негосударственным Центрам детского творчества, социально ориентированным некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.

Реализация мероприятия 3.2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, предполагает распространение модели персонифицированного финансирования в группе пилотных регионов, отобранных на конкурсной основе. Данный конкурс был проведен в 2016 и 2017 годах. По его результатам пилотный проект разворачивается в 9 регионах: Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, в Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, в Вологодской, Тульской, Астраханской, Тюменской областях и в Пермском крае.

Материал и методы

В статье проведен анализ распространения модели персонифицированного финансирования в пилотных регионах. Использован материал Общероссийского народного фронта, который ранее нигде не публиковался. Применяются методы описание, анализ и рассуждение.

Результаты и обсуждение

Мониторинг, проведенный Общероссийским народным фронтом в пилотных регионах среди 3 тысяч родителей и более 200 педагогов дополнительного образования, показал, что введение образовательного сертификата одобряют 84% родителей [19] – по их мнению, это создает для ребенка новые возможности получения дополнительного образования, посещения кружков и секций.

Республика Саха (Якутия). Система персонифицированного финансирования дополнительного образования внедрена с 2016 г. По состоянию на 2017 г. дополнительное образование по сертификату получают 15 576 детей в 27 муниципальных районах (городских округах), что составляет 75% от общего количества административно-территориальных единиц. Сертификат выдается на бумажном носителе.

Для удобства родителей и детей программы размещаются на портале персонифицированного финансирования sakha.pfdo.ru, где для них предусмотрен личный кабинет. Здесь можно ознакомиться с учреждениями дополнительного образования, участвующими в эксперименте, с предлагаемыми программами, их целями и задачами, приобретаемыми навыками, уровнем квалификации педагогов, используемым оборудованием, продолжительностью программ и выбрать подходящую. Кроме того, родители смогут узнать нормативную стоимость программы и ее фактическую цену в каждом учреждении, вошедшем в эксперимент, а после прохождения программы оценить ее качество [14].

Республика Бурятия. Пилотный проект по персонифицированному финансированию дополнительного образования начался в сентябре 2017 г. Согласно письму Министерства образования и науки Республики Бурятия от 06.03.2018 №07-16/699 выдано 9100 сертификатов номиналом 216 часов. В эксперименте участвуют 17 муниципалитетов (75% от общего количества) и 70 учреждений дополнительного образования. Планируется охватить сертификатами 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Сертификат выдается в электронном виде, посещение ребенком кружка и списывание часов с сертификата можно проследить через систему учета обучающихся «Контингент».

Ханты-Мансийской автономный округ. С 1 сентября 2017 года во всех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры введен сертификат дополнительного образования детей. Сертификат электронный – в виде доступа в личный кабинет, который заводится на ребенка. В нем можно узнать различную информацию, в том числе остаток по сертификату.

В рамках сертификата предлагается широкий спектр программ по всем направлениям, а также варианты по срокам реализации: модульные (краткосрочные) программы (от 36 до 72 часов в год или от 1 до 2 часов в неделю); программы длительностью от 108 до 216 часов в год (или от 3 до 6 часов в неделю).

По состоянию на 1 января 2018 года в реестр системы персонифицированного финансирования дополнительного образования включены 91,7 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет, выдано 66,6 тыс. сертификатов, из них 29,4 тыс. активированы. В 2017 году в систему были включены 10% детей Югры, по планам 2018 года этот показатель увеличится до 15%. К 2020 году процент детей, охваченных программой персонифицированного финансирования дополнительного образования, составит 20%.

В прошлом году более 1600 детей выбрали 2 программы, более 500 воспользовались тремя и более. Стоимость сертификата на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в расчете на одного ребенка составляет от 25 до 42 тыс. рублей в год.

В программу персонифицированного финансирования дополнительного образования по состоянию на 1 января 2018 года вошли 216 организаций, предоставляющих более 2,7 тыс. программ дополнительного образования, из них 38 – негосударственных организаций [8].

Вологодская область. Программа персонифицированного финансирования дополнительного образования детей стартовала в конце 2016 г. На текущий момент ей охвачено более 12 тыс. детей. При этом сертификат для освоения одной программы используют 11 тыс. детей, двух программ – около 800 детей, трех и более программ – более 280 детей. Всего в системе персонифицированного финансирования в настоящее время участвуют 44 образовательные организации (из них 12 — частные), реализующие в общей сложности 723 образовательные программы. Из 28 муниципалитетов на сертификат дополнительного образования перешел 21 (75%). Сертификат выдается на бумажном носителе.

Тульская область. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей внедрена министерством образования Тульской области в 2016 г.

По состоянию на 2017 г. в Тульской области в пилотном проекте участвуют 5% округов и больше четверти детей и подростков,
вовлеченных в программы дополнительного образования. Реализован персонифицированный учет детей и субсидирование частных организаций. Финансирование направлено на одну программу дополнительного образования.

В Астраханской области сертификат – это право ребенка посещать за бюджетный счет два кружка или две общеразвивающие программы дополнительного образования по таким направленностям, как:

-       техническая;

-       естественнонаучная;

-       физкультурно-спортивная;

-       художественная.

В регионе создается единая информационная автоматизированная система персонифицированного учета. Для каждого потребителя в ней предусмотрен личный кабинет, в котором указаны номер сертификата, расписание занятий, домашние задания, отметки о посещении, остаток по сертификату.

Объем сертификата в регионе установлен в человеко-часах, и в 2018 году он составил для муниципальных организаций 216 часов (6 часов в неделю), для государственных – 432 часа (12 часов в неделю). Количество детей, занимающихся по сертификату в муниципальных образованиях региона, составляет 15% от общего количества, в государственных учреждениях – 100%. На текущий момент все муниципалитеты региона перешли на сертификат дополнительного образования.

Тюменская область присоединилась к пилотному проекту по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования в 2017 г. В апробацию модели вошли 20 муниципальных районов, что составляет 95% от их общего количества. В пробном периоде запуска системы участвуют только младшие школьники. В каждом муниципальном районе школьникам выданы сертификаты. В рамках пилотной апробации сертификат можно будет потратить на краткосрочные ознакомительные модули из более чем 160 дополнительных общеразвивающих программ, предлагаемых в регионе [9].

Из 77 муниципалитетов Пермского края на сертификат перешли 26 (34%), еще 18 — планируют введение сертификатов с сентября 2018 года (планируемый охват — 57% от общего количества муниципалитетов). Количество выданных сертификатов по состоянию на 19 декабря 2017 г. 23 052 шт. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, от общей численности детей соответствующего возраста – 74,8%. В апробации персонифицированного финансирования участвуют 84 муниципальных организации дополнительного образования и 8 негосударственных организаций.

В Пермском крае реализована система учёта посещения кружков детьми, апробируется сертификат учета, муниципальное задание определяется от возможностей организации, а финансирование по факту выбора ребенка.

Выводы

Таким образом, модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей прошла успешную апробацию в пилотных регионах. Ее использование позволяет повысить доступность качественного дополнительного образования детей независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи. Рекомендуется распространить данную модель и на другие регионы.



Библиографический список


1. Абанкина И. В. Персонифицированное финансирование в сфере дополнительного образования. М.: Высшая школа экономики, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/72253135-Personificirovannoe-finansirovanie-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 05.07.2018).
2. Абанкина И. В. Инновации в образовании: катализатор или ингибитор? // В кн.: Управление изменениями. Третьи Сабуровские чтения: тезисы докладов. М.: Логос, 2013. С. 28–39.
3. Абанкина И. В. Тенденции общественного спроса на образование в России // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 9. М.: Издательский центр «Президент», 2013. С. 69–77.
4. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография. – М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. – Т. 8. – 348 с.
5. Биглова Г. Ф. Социализация экономики: от проблемы собственности до гуманизации труда // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 3 (43). C. 121–130.
6. Гейко К. Э. Финансовый механизм системы образования: современное состояние и перспективы развития / К. Э. Гейко, О. С. Хоршева, О. И. Карепина // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12-1. – С. 80–84.
7. Гриневич И. М. Правовое регулирование современного российского образования // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 314–316.
8. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [Электронный ресурс]. URL: http://doinhmao.ru/sertifikat-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.07.2018).
9. Дополнительное образование для всех // Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти. [Электронный ресурс]. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/news/subj/more.htm?id=11494716%40egNews (дата обращения: 05.07.2018).
10. Золотарев А. В. Дополнительное образование детей: история и современность. Отв. ред. А. В. Золотарева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 353 с.
11. Львова Л. С. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. 2013. № 3.
12. Мацкевич А. В., Романова В. В. Применение подушевых нормативов при финансировании образовательных учреждений // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6 (40). С. 110–120.
13. Пальниченко С. А. Совершенствование финансирования государственных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, в условиях реформирования бюджетного сектора // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2011. С. 274–277.
14. Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей – деньги следуют за ребенком. [Электронный ресурс]. URL: http://aartyk.ru/obrazovanie/personificirovannoe-finansirovanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-dengi-sleduyut-za-rebenkom/ (дата обращения: 05.07.2018).
15. Петлин А. В., Савельева М. Б., Горбовский Р. В., Косарецкий С. Г., Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Княгинина Н. В., Мерцалова Т. А., Славин С. С., Янкевич С. В. Модернизация организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования. М.: Издательский дом РосНОУ, 2018.
16. Туманова К. Р. Проблема управлением развития конкурентоспособности дополнительного образования детей // Вестник культуры и искусств. – 2012. – Вып. 3 (31). – С. 142–144.
17. Туманова К. Р. Проблема современного развития системы дополнительного образования детей // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 5 (13).
18. Тянутова Е. А. Дополнительное образование в России: история и современность // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2017. – Вып. 8. – С. 161–165.
19. Эксперты ОНФ: Необходимо распространять лучшие практики внедрения сертификатов на бесплатные кружки для детей. https://onf.ru/2017/10/13/eksperty-onf-neobhodimo-rasprostranyat-luchshie-praktiki-vnedreniya-sertifikatov-na (дата обращения: 05.07.2018).
20. Filatova L., Abankina I., Abankina T., Nikolayenko E. Education Development Trends in Russia // Journal of US-China Public Administration. 2012. Vol. 9. No. 10. P. 1198–1214.


References


1. Abankina I. V. Personificirovannoe finansirovanie v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya. M.: Vysshaya shkola ehkonomiki, 2015. URL: http://docplayer.ru/72253135-Personificirovannoe-finansirovanie-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html.
2. Abankina I. V. Innovacii v obrazovanii: katalizator ili ingibitor? V kn.: Upravlenie izmeneniyami. Tret'i Saburovskie chteniya: tezisy dokladov. M.: Logos, 2013. Pp. 28–39.
3. Abankina I. V. Tendencii obshchestvennogo sprosa na obrazovanie v Rossii. V kn.: Federal'nyj spravochnik. Obrazovanie v Rossii T. 9. M.: Izdatel'skij centr «Prezident», 2013. Pp. 69–77.
4. Ananishnev V. M. Marketing obrazovatel'nyh uslug: monografiya. M.: OOO NIC «Inzhener» (Soyuz NIO), 2015. T. 8. 348 p.
5. Biglova G. F. Socializaciya ehkonomiki: ot problemy sobstvennosti do gumanizacii truda. Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2018. No 3 (43). Pp. 121–130.
6. Gejko K. EH. Finansovyj mekhanizm sistemy obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. K. EH. Gejko, O. S. Horsheva, O. I. Karepina. Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu. 2016. No 12-1. Pp. 80–84.
7. Grinevich I. M. Pravovoe regulirovanie sovremennogo rossijskogo obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2016. No 4. Pp. 314–316.
8. Departament obrazovaniya i molodezhnoj politiki Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – YUgry. URL: http://doinhmao.ru/sertifikat-dopolnitelnogo-obrazovaniya.
9. Dopolnitel'noe obrazovanie dlya vsekh. Tyumenskaya oblast'. Oficial'nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/news/subj/more.htm?id=11494716%40egNews.
10. Zolotarev A. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istoriya i sovremennost'. Otv. red. A. V. Zolotareva. 2-e izd., ispr. i dop. M. : YUrajt, 2016. 353 p.
11. L'vova L. S. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i vzroslyh v federal'nom zakone Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. No 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2013. No 3.
12. Mackevich A. V., Romanova V. V. Primenenie podushevyh normativov pri finansirovanii obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2017. No 6 (40). Pp. 110–120.
13. Pal'nichenko S. A. Sovershenstvovanie finansirovaniya gosudarstvennyh uslug, predostavlyaemyh uchrezhdeniyami dopolnitel'nogo obrazovaniya detej, v usloviyah reformirovaniya byudzhetnogo sektora. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2011. Pp. 274–277.
14. Personificirovannoe finansirovanie dopolnitel'nogo obrazovaniya detej – den'gi sleduyut za rebenkom. URL: http://aartyk.ru/obrazovanie/personificirovannoe-finansirovanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-dengi-sleduyut-za-rebenkom.
15. Petlin A. V., Savel'eva M. B., Gorbovskij R. V., Kosareckij S. G., Abankina I. V., Abankina T. V., Knyaginina N. V., Mercalova T. A., Slavin S. S., YAnkevich S. V. Modernizaciya organizacionno-ehkonomicheskih mekhanizmov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. M.: Izdatel'skij dom RosNOU, 2018.
16. Tumanova K. R. Problema upravleniem razvitiya konkurentosposobnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Vestnik kul'tury i iskusstv. 2012. Vyp. 3 (31). Pp. 142–144.
17. Tumanova K. R. Problema sovremennogo razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2012. No 5 (13).
18. Tyanutova E. A. Dopolnitel'noe obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost' // Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2017. Vyp. 8. Pp. 161–165.
19. EHksperty ONF: Neobhodimo rasprostranyat' luchshie praktiki vnedreniya sertifikatov na besplatnye kruzhki dlya detej. https://onf.ru/2017/10/13/eksperty-onf-neobhodimo-rasprostranyat-luchshie-praktiki-vnedreniya-sertifikatov-na.
20. Filatova L., Abankina I., Abankina T., Nikolayenko E. Education Development Trends in Russia. Journal of US-China Public Administration. 2012. Vol. 9. No. 10. Pp. 1198–1214.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления