INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
Иннов: электронный научный журнал
 

Востребованность специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда

Demand for specialists with secondary vocational education in the labor market



УДК 371.

18.06.18 8:30
910

Выходные сведения: Чиркова В.М. Востребованность специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vostrebovannost-spetsialistov-so-sr/

Авторы:
Чиркова В.М.
к. п. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск. Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса 3),
e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Authors:
Chirkova V.M.
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Ключевые слова: рынок труда, востребованность, среднее профессиональное образование, работник, выпускник, работодатель, учебное заведение

Keyword: labor market, demand, secondary vocational education, employee, graduate, employer, educational institution

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме востребованности специалистов, получивших среднее профессиональное образование, на рынке труда. Автор статьи обращает внимание, что на российском рынке труда существует дисбаланс требований работодателей к специалистам среднего звена и ценностных ориентировок работников, получивших среднее профессиональное образование. Важную роль при этом играет социально-экономический фактор, который не способствует повышению престижа и достойному уровню заработной платы, и соответственно, доходности этого сегмента работников. Проанализировав работы по проблемам модернизации среднего профессионального образования ряда исследователей, автор отмечает, что чрезвычайно острой данная проблема является на региональном уровне, так как региональный уровень экономического развития и жизни населения различен, что очень важно для трудоустройства выпускников. В статье представлены основные модели подготовки рабочих кадров для системы производства, а также данные социологических опросов, проводимых ЦЭНО РАНХиГС с 2013 г., которые показывают, что работодатели намного ниже оценивают базовую подготовку рабочих по сравнению с базовой подготовкой специалистов и управленческих кадров. Снижение качества среднего профессионального образования в настоящий момент во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, неготовностью работодателей продуктивно содействовать образовательным сообществам. В заключение автором статьи подчеркивается важность государственной политики и экономической поддержки системы российского среднего профессионального образования для подготовки грамотных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.

Annotation: This article is devoted to the actual problem of the demand for specialists who have received secondary vocational education on the labor market. The author of the article draws attention to the fact that there is an imbalance in the Russian labor market between the requirements of employers for mid-level specialists and the value orientations of employees who have received secondary vocational education. An important role is played by the socioeconomic factor, which does not contribute to increasing prestige and decent wages, and, accordingly, the profitability of this segment of workers. Having analyzed the work on the problems of modernization of secondary professional education, the author notes that this problem is extremely acute at the regional level, since the regional level of economic development and life of the population is different, which is very important for the employment of graduates. The article presents the main models of training workers for the production system, as well as data from sociological surveys conducted by the Center for Economic Research of the Russian Academy of Science since 2013, which show that employers estimate the basic training of workers much lower than the basic training of specialists and management personnel. The decline in the quality of secondary vocational education at the moment is largely due to uncontrolled admission to educational institutions at various levels, the lack of supervision of the paid educational services sector, the unavailability of employers to contribute productively to educational communities. In conclusion, the author of the article stresses the importance of state policy and economic support for the system of Russian secondary vocational education for the preparation of specialists, who will be in demand on the labor market.

Востребованность специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда

Введение

В последние годы можно заметить небольшое увеличение набора в учреждения среднего профессионального образования с 2010 по 2017 гг. Процент выпускников 9-го класса, продолживших образование в учреждениях среднего профессионального образования, вырос с 20 до 24%. На высоком уровне также сохраняется и доля выпускников 11-го класса, получивших среднее образование в школе и выбравших учреждения среднего профессионального образования в качестве продолжения своего обучения. Однако до сих пор на рынке труда наблюдается существенный дисбаланс представлений работодателей о специалистах среднего звена и ценностных ориентировках работников, получивших среднее профессиональное образование. При этом необходимо обратить внимание на важную роль социально-экономического фактора, который не способствует повышению престижа и достойному уровню заработной платы, и соответственно, доходности этого сегмента работников. Следует принимать во внимание, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда.

Материалы и методы

Проблема среднего профессионального педагогического образования изучена недостаточно глубоко. Её анализ имеет большое значение для оптимизации работы по подготовке кадров в различных трудовых сферах. Изучение развития профессионального образования как важной социально-познавательной проблемы, разрабатывалось в трудах известных зарубежных и отечественных ученых [1-6]. Проблемами модернизации среднего профессионального образования также занимались различные исследователи [7-10]. О проблеме трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием писали многие специалисты [11-19]. Исследователи отмечают, что особенно острой данная проблема является на региональном уровне, так как региональный уровень экономического развития и жизни населения разнится. Данный факт и является определяющим в трудоустройстве выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается.

Результаты и обсуждение

В последние годы системой среднего профессионального образования было интегрировано 2 типа программ подготовки кадров: программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена. Система начального профессионального образования (НПО) была упразднена в связи с тем, что не пользовалась спросом со стороны работодателей, хотя крайне острая потребность в рабочих кадрах постоянно существует. Такое положение было обусловлено тем, что работодателей не устраивали ни квалификация подготовленных рабочих кадров (3-й разряд), ни уровень их дисциплины и культуры труда.

В результате были сформированы следующие основные модели подготовки новых рабочих кадров для системы производства: крупные успешные предприятия включали организации по подготовке рабочих в свой состав и в этих фирменных учебных центрах готовили и готовят для себя рабочие кадры (при этом они недовольны тем, что государство не может обеспечить необходимый уровень подготовки). Вместе с тем обучающиеся в указанных организациях НПО были, как правило, старше 20 лет; если же предприятие фактически начинало контролировать и финансировать государственную (муниципальную) организацию НПО, то устанавливало в ней жесткие требования к администрации, преподавателям и мастерам производственного обучения, а также исключали тех учащихся, которые не стремились хорошо учиться и в дальнейшем работать.

Работодатели, которые не могли позволить себе включить в свой состав или контролировать организации НПО, предпочитали брать на работу молодых людей, имеющих соответствующее профессиональное образование, но прошедших службу в рядах российских Вооруженных сил, а затем доучивать их непосредственно на рабочем месте. Государственные и муниципальные организации НПО, финансируемые из бюджета, как правило, имели устаревшую материально-техническую базу и педагогический персонал, который был плохо осведомлен о современных технологиях производства.

Несколько лучше обстояло дело в организациях, которые были преобразованы в ресурсные центры, поскольку их материально-техническая база была существенно обновлена, а преподаватели и мастера производственного обучения прошли переобучение и были ознакомлены с новыми производственными технологиями. В силу низкого престижа начального профессионального образования, которое обеспечивало подготовку учащихся по рабочим профессиям после 9-го класса школы (15–16 лет), система НПО была интегрирована с системой среднего профессионального образования. Однако в результате престиж подготовки рабочих кадров не вырос, а престиж самой системы СПО значительно снизился. Как свидетельствуют социологические опросы, проводимые ЦЭНО РАНХиГС с 2013 г., работодатели намного ниже оценивают базовую подготовку рабочих по сравнению с базовой подготовкой специалистов и управленческих кадров.

В 2015/16 учебном году выпускники 9-го класса школы делали следующий выбор: 55,0% шли в 10-й класс (в старшую школу); 33,2% поступали в организации СПО; 11,8% в силу разных причин бросали учебу. В том же учебном году 17,2% выпускников 11-го класса школ шли учиться в организации СПО, а 83,4% выпускников системы среднего профессионального образования стремились поступить в вузы, при этом более 35% из них даже не выходили на рынок труда. Среди выпускников организаций СПО на рынок труда, как правило, выходят получившие профессию официантов, парикмахеров, поваров, краснодеревщиков и т.п., которые ориентированы на работу в сфере услуг, а также медицинские сестры (набирают стаж перед поступлением в медицинские вузы), воспитатели и учителя, окончившие педучилища (также спустя 3–4 года поступают в педвузы).

В среднем профессиональном образовании за последние 2 года доля частных образовательных организаций составила 8,3% их общего числа, при этом в них обучалось 6,8% общей численности студентов этого уровня образования. Особенностью подготовки специалистов среднего звена (прикладная подготовка) в организациях СПО является то, что большинство студентов в них учится очно, в том числе и в частных организациях среднего профессионального образования (рис. 31).

В государственных и муниципальных организациях СПО доля очного обучения составляет более 80%, в частных – почти 75%. Эти доли значительно выше, чем в вузах, где в государственных и муниципальных высших учебных заведениях доля очного обучения в 2015/16 учебном году достигла 55,9%, а в частных составила всего 15,7%. С введением в 2009 г. в штатный режим ЕГЭ численность выпускников 9-го класса школы, поступающих в организации СПО, выросла достаточно заметно, поскольку путь в вуз через систему среднего профессионального образования стал вариантом «обхода» ЕГЭ. При этом нацеленность на поступление в вуз нисколько не ослабла. Как показывают опросы, проводимые в рамках мониторинга эффективности школ, подавляющее большинство родителей (законных представителей) хотят, чтобы их дети поступили в высшие учебные заведения.

Выводы

Говорить о системе российского образования как об образовании, не предоставляющем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений [20]. На данном этапе сформировавшаяся система российского среднего профессионального образования при рациональной государственной политике и экономической поддержке способна обеспечить подготовку грамотных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.



Библиографический список


1. Богачева E.C. Среднее профессиональное образование: компетенции как институциональные параметры : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04. – Новочеркасск , 2011 . - 139 с.
2. История среднего профессионального образования в России / П.Ф. Аниси-мов П.Ф., В.М. Дёмин., В.М. Зуев, Г.В. Мухаметзянова и др.; Под рук. В.М. Жураковского. М.: 2000-2001. Кн. 1 - 2.
3. Ядченко Е.М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ссуза: автореф дисс. канд.пед.наук. Томск. 2009. - 24 с.
4. Daniel E. Hecker. Occupational employment projections to 2014. Monthly Labor Review, Division of BLS Publishing, NE Washington, DC November, 2005.-213 p
5. Becker G.S. Human capital. A theoretical and empirical analysis with special reference to education, 3 edition. Chicago, the University of Chicago press, 1993. -365 p.
6. Темняткина О.В. Становление региональной системы оценки качества среднего профессионального образования в рамках олимпиады профессионального мастерства // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
7. Самойлов В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. М.: Экономика. 2005. 326 с.
8. Чернышова Г.А. Модернизация среднего профессионального образования в контексте трансформации социально-профессиональной структуры российского общества: дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04. – Ростов-на-Дону, 2010 . - 209 с.
9. Шарова O.JI. Значение среднего профессионального образования в формировании ценностной системы общества / O.JI. Шарова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 1(34). С. 102-106.
10. Панькин, С.И. Изменение ценности среднего профессионального образования в процессе учебы студентов колледжей. // Социальные науки в трансформирующемся обществе. Ижевск, 2011. С. 57-59
11. Пилясов А. Рынки труда в эпоху перехода от индустриальной экономики к экономике услуг / А. Пилясов // Отечественные записки. 2007. - № З.-С. 123-139.
12. Абрамов Р. Н. Российские менеджеры. Социологический анализ становления профессии / Р. Н. Абрамов. М. : КомКнига, 2005. - 280 с.
13. Анисимов П. Ф. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников / П. Ф. Анасимов, Н. Л. Гунявина // Социологические исследования. 2002. - № 12. - С. 100-106.
14. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи ; пер. Васильев А. А., Федоров С. Е., Шурбелев А. П. СПб. : Алетейя, 2002. - 320 с.
15. Попова Н.В., Голубкова И.В. Проблема трудоустройства выпускников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
16. Кузьминов Я.И. Новые кадры для государства и общества как одна из проблем экономики образования // Вестник российского общественного совета по развитию образования. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. Выпуск 5. - С. 7-8, 32.
17. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е., Андреев В.Н., Волкова А.В. Анализ и организационная модель проведения мониторинга подготовки рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием для организаций ОПК России // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
18. Завьялова К.А. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
19. Горшенин В.И. Особенности профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
20. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.


References


1. Bogacheva E.C. Srednee professional'noe obrazovanie: kompetencii kak institucional'nye parametry : dis. ... kand. soc. nauk : 22.00.04. Novocherkassk, 2011. 139 p.
2. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii P.F. Anisi-mov P.F., V.M. Dyomin., V.M. Zuev, G.V. Muhametzyanova i dr.; Pod ruk. V.M. ZHurakovskogo. M.: 2000 2001. Kn. 1, 2.
3. YAdchenko E.M. Formirovanie lichnostnyh kompetencij studentov v processe realizacii vospitatelnoj sistemy tekhnicheskogo ssuza: avtoref diss. kand.ped.nauk. Tomsk. 2009. 24 p.
4. Daniel E. Hecker. Occupational employment projections to 2014. Monthly Labor Review, Division of BLS Publishing, NE Washington, DC November, 2005. 213 p
5. Becker G.S. Human capital. A theoretical and empirical analysis with special reference to education, 3 edition. Chicago, the University of Chicago press, 1993. 365 p.
6. Temnyatkina O.V. Stanovlenie regional'noj sistemy ocenki kachestva srednego professionalnogo obrazovaniya v ramkah olimpiady professional'nogo masterstva. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. N 3.
7. Samojlov V.A. Transformaciya rynka obrazovatel'nyh uslug v usloviyah informatizacii. M.: EHkonomika. 2005. 326 p.
8. CHernyshova G.A. Modernizaciya srednego professional'nogo obrazovaniya v kontekste transformacii social'no-professional'noj struktury rossijskogo obschestva: dis. ... kand. soc. nauk : 22.00.04. Rostov-na-Donu, 2010 . 209 p.
9. SHarova O.JI. Znachenie srednego professional'nogo obrazovaniya v formirovanii cennostnoj sistemy obschestva O.JI. SHarova. Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. 2013. N 1(34). Pp. 102-106.
10. Pan'kin, S.I. Izmenenie cennosti srednego professional'nogo obrazovaniya v processe ucheby studentov kolledzhej. Social'nye nauki v transformiruyuschemsya obschestve. Izhevsk, 2011. Pp. 57-59
11. Pilyasov A. Rynki truda v ehpohu perekhoda ot industrial'noj ehkonomiki k ehkonomike uslug. A. Pilyasov. Otechestvennye zapiski. 2007. N Z. Pp. 123-139.
12. Abramov R. N. Rossijskie menedzhery. Sociologicheskij analiz stanovleniya professii R. N. Abramov. M. : KomKniga, 2005. 280 p.
13. Anisimov P. F. Sovremennyj specialist so srednim professional'nym obrazovaniem: mnenie proizvodstvennikov P. F. Anasimov, N. L. Gunyavina Sociologicheskie issledovaniya. 2002. N 12. Pp. 100-106.
14. Polani K. Velikaya transformaciya. Politicheskie i ehkonomicheskie istoki nashego vremeni. K. Polani ; per. Vasilev A. A., Fedorov S. E., SHurbelev A. P. SPb. : Aletejya, 2002. 320 p.
15. Popova N.V., Golubkova I.V. Problema trudoustrojstva vypusknikov Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. N 6.
16. Kuzminov YA.I. Novye kadry dlya gosudarstva i obschestva kak odna iz problem ehkonomiki obrazovaniya. Vestnik rossijskogo obschestvennogo soveta po razvitiyu obrazovaniya. M.: GU VSHEH, 2002. Vypusk 5. Pp. 7 8, 32.
17. Eleneva YU.YA., Prosvirina M.E., Andreev V.N., Volkova A.V. Analiz i organizacionnaya model' provedeniya monitoringa podgotovki rabochih i specialistov so srednim professional'nym obrazovaniem dlya organizacij OPK Rossii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. N 5.
18. Zav'yalova K.A. Problemy vzaimodejstviya rynka truda i rynka obrazovatel'nyh uslug. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. N 6.
19. Gorshenin V.I. Osobennosti professional'noj socializacii buduschego specialista srednego zvena. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. N 6.
20. Popova N.V.. Bochkova N.V., Kruglova A.V. Obrazovanie i strukturnoe neravnovesie na regional'nom rynke truda. CHelovek i trud: Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2011. N 5. M., 2011. Pp .39-42.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления