INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Тема недели, INNOV.RU

Нелёгкие времена ОСАГО Нелёгкие времена ОСАГО

06.12.2013 | автор: Алексей Курицын | фото: Риа Новости, relax.ru | просмотров: 6122
Рынок ОСАГО в нашей стране переживает кризис. В ряде регионов автовладельцы уже испытывают проблемы с оформлением полиса ОСАГО, без которого сесть за руль просто нельзя. ОСАГО становится убыточным, многие страховщики сворачивают работу по «автогражданке». Как результат – владельцы авто вынуждены обращаться к компаниям, ориентированным лишь на сбор выплат.


 INNOV решил разъяснить нижегородцам, что их ждёт и как подготовиться к грядущим изменениям. В этом нам помогли Президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин и однин из ведущих экспертов в России в области автострахования, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.

Одна из проблем ОСАГО как института – недостаточно ответственное отношение к этому виду страхования со стороны большей части автовладельцев. Многие относятся к ОСАГО как своего рода налогу («побору») – откупился, и ладно. Во многом такое отношение складывается из-за низкой стоимости самого полиса. Сейчас средняя цена около трех тысяч рублей. 


Даже с учётом применения коэффициентов бонус-малус (система скидок (с лат. “хороший-плохой”)) это не побуждает водителей к безопасному вождению, в отличие, например, от зарубежных стран, где аналог ОСАГО в среднем стоит около 1 000 долларов, и его индивидуальная стоимость в некоторых странах может включать не только «страховую» историю автовладельца, но и, например, историю нарушений им правил дорожного движения. Также отмечу, что до недавнего времени недобросовестные российские автовладельцы, попав в ДТП и будучи признаны виновными, на следующий год просто меняли страховщика, тем самым “обнуляя” страховую историю и избегая штрафных санкций в виде повышенных коэффициентов бонус-малус

Михаил Порватов, один из ведущих экспертов в России в области автострахования, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков


Теперь ситуация меняется. В 2013 году заработала созданная в РСА автоматизированная информационная система по ОСАГО, в которую централизованно поступают данные обо всех полисах ОСАГО. Эта система доступна всем страховым компаниям и теперь аварийным водителям не удастся избежать повышения стоимости страховки в случаях, когда ДТП происходит по их вине.

Что касается повышения тарифов, то в обозримом будущем произойдет коррекция базовых тарифов в сторону повышения. Это объективная необходимость, обусловленная двумя основными причинами: 1) на фоне достаточно большой инфляции тарифы на ОСАГО не менялись 10 лет, хотя затрагивалась стоимость восстановительного ремонта автомобилей; 2) в ближайшем будущем ожидается значительное расширение страхового покрытия по ОСАГО.


Раньше тарифы по ОСАГО устанавливались Правительством России, недавно эта компетенция перешла к Банку России. Мы надеемся, что Банк России, изучив ситуацию, примет решение об адекватной коррекции базовых тарифов в ОСАГО

Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков


Однако какая же связь между ОСАГО и инфляцией? Дело в том, что за 10 лет инфляция нескромно подросла – потребительские цены выросли почти в 2,5 раза. За это время российский авторынок претерпел значительные изменения. Численность российского парка автотранспортных средств увеличилась в 1,5 раза, превысив 50 млн автомобилей, из них три четверти приходится на легковые автомобили. Существенно выросла стоимость владения автомобилем. Так, стоимость бензина за 10 лет увеличилась почти в 3 раза, цена аренды машиноместа на стоянке в крупных городах выросла в разы. Но главное выросла стоимость восстановительного ремонта – вдвое увеличились расценки на нормо-час на автосервисах, возросла стоимость запчастей и расходных материалов. 

В Госдуме рассматривается целый пакет поправок в ОСАГО, устанавливающий помимо прочего новые пределы страховых выплат по ОСАГО: по имущественному ущербу предельная выплата возрастет с нынешних 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, по ущербу для жизни и здоровья – со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.


Ущерб здоровью будет возмещаться по так называемым выплатным таблицам, которые утверждает правительство – за каждый вид травмы пострадавший будет получать фиксированную страховую выплату. Все это существенно увеличивает общий объем страховых выплат по ОСАГО, а значит, требует своевременной и адекватной коррекции базовых тарифов

Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков


Кем и как будут рассчитываться новые тарифы? Базовые тарифы на ОСАГО и поправочные коэффициенты к ним утверждались правительством РФ. С сентября 2013 г., с вступлением в силу закона о мегарегуляторе, эти функции перешли к Цетробанку (ЦБ). Адекватное повышение базового тарифа должно составить около 70 %. ЦБ анализирует ситуацию, делает собственные расчёты с привлечением своих актуариев. Новые тарифы по ОСАГО предположительно будут утверждены до конца первого квартала будущего года. 


Не исключено, что введение новых тарифов будет синхронизировано с введением новых лимитов по страховым выплатам в ОСАГО. Но это не обязательное условие. Коррекция тарифов может быть не одномоментной: она может быть многоступенчатой, но более плавной. Ведь по закону базовый тариф можно менять хоть каждые полгода

Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков


В результате повысится конечная цена страхового полиса. Если сейчас средняя цена ОСАГО составляет около 3,2 тысяч рублей, то с увеличением базовой ставки, например, на 70 %, средняя цена полиса вырастет до 5 тысяч рублей в год.

А вот изменения в закон об ОСАГО следующие. Во-первых, согласно принимаемым поправкам, как я уже говорил, существенно расширится покрытие по ОСАГО.

Во-вторых, ожидается двукратное увеличение лимитов по т.н. Европротоколу – возможности при мелких авариях упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Согласно рассматриваемым поправкам, предельные выплаты при ДТП, оформленных по Европротоколу, будут увеличены с нынешних 25 тысяч до 50 тысяч рублей, а в отдельных субъектах (в т.ч. в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленобласти) предполагается Европротокол сделать вообще безлимитным – т.е. он будет ограничен лишь предельными суммами страховых выплат в ОСАГО.

В-третьих, поправки предполагают запрет на «переуступку прав требования». Т.е. предусмотрено запрещение потерпевшему передавать другому лицу свои права требования к страховщику о выплате по ОСАГО. Это делается для того, чтобы очистить рынок от недобросовестных автоюристов, профессиональных сутяжников, которые перекупают у потерпевших права требования и затем, пользуясь лазейками в законодательстве, отсуживают у страховщиков завышенные выплаты.

В-четвёртых, ожидается введение обязательного механизма прямого возмещения убытков (ПВУ) в тех случаях, когда в ДТП участвовало не более двух транспортных средств и в которых нет ущерба для здоровья.  Т.е. при всех ДТП, которые попадают под механизм ПВУ, потерпевший будет обязан обращаться за возмещением убытков не в страховую компанию виновника ДТП, а к своему страховщику. 

В-пятых, мы надеемся, что в ближайшее время наконец будет разработана и утверждена единая методика оценки восстановительного ремонта транспортного средства после ДТП. 

Единая методика – основа формирования нормальных отношений между застрахованным и страховщиком. Однако такая методика уполномоченным органом – Минтрансом – так и не была разработана. Отсутствие единой методики является причиной большинства конфликтных ситуаций между страховыми компаниями и страхователями, поскольку основная причина споров – разногласия в оценке размера ущерба.


Эту проблему может решить только единая методика, которую суды будут считать юридически значимой. Сейчас законодательством об ОСАГО предусмотрена независимая экспертиза, порядок её проведения утверждён правительством, но методики её проведения до сих пор нет. Требуется разработать именно такой порядок, который предусмотрен законом

Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков



Утверждённая государством единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта должна включать не только принципы расчёта, но и опираться на актуальные справочники цен на автозапчасти и услуги авторемонтных мастерских. Такую методику страховой рынок ждёт с момента введения в России ОСАГО – т.е. с 2003 г.».

Михаил Порватов, один из ведущих экспертов в России в области автострахования, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков


Но во многих случаях выплаты, начисляемые страховыми компаниями, не могут полностью покрыть расходы автовладельца на ремонт. Это ещё одна проблема ОСАГО в нашей стране.


Это связано с тем, что размер ущерба по имуществу, подлежащего возмещению по ОСАГО, определяется с учётом износа заменяемых запасных частей. Это норма, установленная законодательством. Согласно федеральному закону об ОСАГО (ст. 12, п. 2.2.), «размер расходов на материалы и запасные части определяется с учётом износа комплектующих изделий». Теоретически можно осуществлять выплаты по ОСАГО без учета износа, внеся соответствующие изменения в закон, но это потребует существенного повышения тарифа, и я не уверен, что общество с этим согласно.

Михаил Порватов, один из ведущих экспертов в России в области автострахования, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков


ОСАГО – не идеальный инструмент. Существует ли какаю-либо альтернатива ему? Павел Бунин сообщил нам, что сегодня реальной альтернативы ОСАГО не существует: 

«ОСАГО – обязательный вид страхования. При этом автогражданка выполняет во многом социальные функции, приводит к сбалансированным рискам автомобилистов, уравнивает их в правах и обязанностях, практически исключает неправомерное воздействие участников друг на друга. В этом аспекте альтернативы ОСАГО нет. Существуют прочие виды автострахования – ДСАГО, КАСКО. Но это нечто иное»

Есть проблемы и во взаимоотношениях страховщиков и автовладельцев. Большинство конфликтных ситуаций возникает в трёх случаях: когда страховая компания отказывает в выплате, когда страховая компания затягивает выплату, и когда автовладелец недоволен размером выплаты.


Что касается отказов, то на сегодня их доля невелика – на уровне 3–4 % от общего числа страховых случаев. Насколько правомочен отказ – необходимо разбираться в каждом конкретном случае. Помимо всегда существующей возможности обратиться в суд, перед этим можно порекомендовать страхователю написать жалобу в РСА, и в Службу Центробанка по финансовым рынкам. По поводу затягивания выплаты также можно обращаться и в РСА, и в надзорные органы. Кроме того, в настоящее время предполагается усилить надзорные меры в отношении страховых компаний, в частности, усилить санкции за неправомерную задержку выплат. А что касается споров вокруг размера выплат, то многие противоречия будут сняты после создания единой методики оценки ущерба

Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков


Стоит сказать, сейчас рассматривается предложение о создании института страхового омбудсмена. В Госдуме рассматривается поправка о введении обязательного механизма досудебного урегулирования. Кроме того, предполагается законодательно уточнить применение положений, касающихся защиты прав потребителей в отношении страховых услуг.


К списку всех материалов


КОММЕНТАРИИ [правила]