INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Гость портала, INNOV.RU

Дмитрий Зотович Барыкин: надежность в каждом звене! Дмитрий Зотович Барыкин: надежность в каждом звене!

10.04.2013 | автор: Александр Зайцев | фото: ОАО «Красный якорь» | просмотров: 6925
Сегодня информационный портал INNOV в гостях у генерального директора ОАО «Красный якорь» Дмитрия Зотовича Барыкина.


ico-innov-gr.jpgДмитрий Зотович, добрый день! Спасибо за то, что Вы выделили время для беседы со мной. Я знаю, что в этом году завод «Красный якорь» будет отмечать свое 115-летие. Возраст немалый! Расскажите об истории предприятия.

Завод был создан в 1898 году территориально там, где тогда еще не было Нижнего Новгорода, это было село Ратманиха, а вот сейчас мы чуть ли не в центре Нижнего Новгорода, совсем недалеко от кремля. Когда мы говорим нашим партнерам, что нам до кремля ехать 10 минут (без пробок и снежных заносов), они в восторге. Причиной создания завода был огромный грузопоток по рекам Ока и Волга. 

Сначала построили испытательную станцию, на которой цепи проверяли на прочность. А после испытания цепи  поставляли на корабли взамен отслуживших свой срок. Постепенно,  расширяя свою деятельность,  организовали  и  производство цепей.  В то время их изготовление было очень трудоемким, цепи ковали в кузнице вручную, а не как сейчас – на автоматах методом контактной сварки.  Это производство организовал  русский купец Лука Зотов, но завод назвали «Смеловский завод цепных якорных цепей и приборов», потому что он был организован в основном на деньги купца Смелова.

ico-innov-gr.jpgА что произошло в советское время?

Завод настолько успешно развивался, что вызывал интерес многих производителей,  и к моменту национализации 1918 года он уже на 100% принадлежал английским акционерам, то есть завод был полностью продан, он имел все существовавшие тогда сертификаты, в том числе, от бюро Веритас и регистра Ллойда. После национализации заводу дали имя «Красный якорь», хотя завод и не специализировался на выпуске именно якорей. Были на заводе, конечно, плавильные печи, где производились небольшие якоря, но в основном производились именно цепи для судостроения. 

В период советской власти завод начал производить большое количество сопутствующей продукции: различные якорные, цепные приборы, тяговые (лифтинговые) цепи и др. В период Великой Отечественной войны завод работал на оборону, ведь у нас была и кузница, и плавильное производство. В советский период на заводе работало от 2 500 до 3 500 человек. Пика своего производства завод «Красный якорь» достиг к концу 70-х, он производил 65–68 тысяч тонн различных цепей в год. Традиционно, объем производства часто измеряется в тоннах, так как мы производим разные цепи – от самых больших до самых маленьких, и в метрах это не сопоставимо. Мы производим цепи от 2 мм (это диаметр прутка) для дверных цепочек  до 117 мм – это самые большие цепи, которые мы можем производить на имеющемся оборудовании.

ico-innov-gr.jpgЧто произошло с заводом после перестройки?

В 1991 году завод был приватизирован, было создано открытое акционерное общество (ОАО), часть акций получили сотрудники предприятия, а контрольный пакет акций остался у государства. На сегодняшний день у предприятия имеются несколько акционеров, одним из них являюсь я, выкупив в свое время контрольный пакет акций. Завод сегодня работает, развивается, у нас работает около 500 человек. Мы выпускаем продукции в массовом измерении около 9 тысяч тонн в год. Если соотнести это с пиком производства завода «Красный якорь» в советское время – это примерно в 7 раз меньше. 

ico-innov-gr.jpgКакие перспективы, какие направления развития завода Вы видите?

Завод на сегодняшний день реализует очень большую программу модернизации всего производственного комплекса – 300 млн руб. на полтора года. Начали мы работу  в середине 2012 года, а завершить планируем  в декабре 2013 года. Деньги эти кредитные, нам активно помогает «Сбербанк». Это так называемое постимпортное финансирование, когда иностранного производителя финансирует иностранный банк, а «Сбербанк» является посредником между нами, иностранным банком и поставщиком. Он гарантирует возврат денег иностранному банку, а мы получаем оборудование. За счет этого кредитный ресурс получается немного дешевле и он достаточно длительный – 5 лет. 

Мы покупаем итальянское и немецкое оборудование. Итальянское – для производства лифтинговых (грузовых и тяговых, по-русски) цепей, а немецкое – для термического производства и для производства крупных цепей для горно-шахтной промышленности. На сегодняшний день это два основных направления, где мы можем работать с высокой добавленной стоимостью. Основные конкуренты здесь – это Германия, Чехия и Польша. 

Что касается производства якорных цепей, то мы имеем все необходимое оборудование, проводим его модернизацию, используя частично импортные комплектующие и частично наши разработки, заменяя части, детали, механизмы машин. Машины у нас шведские, очень надежные, за многие годы практически ничего нового в мире не придумали, все инновации в основном, в электронном и электрическом оборудовании. Эти элементы мы сегодня модернизируем, а механику приводим в порядок в части гидравлики, например.

Основные наши виды продукции – это цепи для горно-шахтного оборудования, цепи для цементной промышленности, грузовые и тяговые цепи  высокой  категории прочности. Это цепи 8–10 класса.  Данные направления мы сегодня активно развиваем. Надеюсь, что к концу этого года мы будем на равных, подчеркиваю, абсолютно на равных конкурировать с иностранными производителями. 

Развитие бренда, доверие потребителей и относительно высокая цена – все это придет не сразу, но высокое качество нашей продукции, которое мы получим уже в конце этого года, позволит нам конкурировать с нашими соперниками даже на их рынках. 

ico-innov-gr.jpgВопрос о рынках как раз, Дмитрий Зотович. На каких рынках «Красный якорь» уже присутствует, и каковы планы завода?

Основной для нас – внутренний рынок, это порядка 85% всего объема производства. Мы активно идем в другие страны, хотя у нас имеются очень сильные конкуренты, например, на Украине по горно-шахтным цепям. Мы вступили в борьбу за украинский рынок, вытеснив украинского конкурента с российского рынка. Потом мы активно вторглись на территорию конкурента. Другая интересная для нас страна – Белоруссия. Мы давно сотрудничаем, ждем большего сбыта в Белоруссию с учетом той политики, которую сегодня проводит Нижегородское правительство. Мы хотим получить такие же преференции, как и белорусские товаропроизводители. А сегодня белорусские производители получают приоритет, даже предлагая за свою продукцию более высокие цены. Думаю, реализовать наши планы можно, так как Нижегородская область тоже закупает много белорусской техники. Процесс идет, нам и Правительство и НАПП в этом помогают. Мы надеемся на успех.

ico-innov-gr.jpgЯ так понял, что «Красный якорь» серьезно занимается обновлением своих основных производственных фондов. А вообще-то все жалуются, износ до 70–80%. Как у вас?

У нас такой же.

ico-innov-gr.jpgА новое оборудование, о котором Вы говорили?

Оно в стадии поставки. Пока посчитать сложно. Будем подводить итоги 1-го этапа модернизации в конце года. Я надеюсь, что средний возраст будет ближе к среднему.  К сожалению, нас подвели иностранные поставщики, они задержали поставки. По плану модернизации мы должны были выполнить его на 60% в прошлом году, но и немцы, и итальянцы подвели. Как показала практика, у них тоже есть такая черта, как необязательность. 

Правда, оборудование весьма сложное, очень критична настройка электронных компонентов.  Например, часть оборудования была изготовлена уже в феврале 2012 года, а поставка произошла только в начале этого года. Были серьезные технологические доработки. Сейчас мы находимся на этапе приемки индукционных печей для термообработки цепей в непрерывном цикле – это закалочная и отпускная печи. Это огромные и сложные комплексы с большим числом индукторов, со сложным электронным управлением. Технология не простая,  да ведь и цепи абсолютно разных размеров. В общем, немцы потрудились на славу и сделали очень хорошее оборудование.

ico-innov-gr.jpgКак Вы оцениваете готовность завода к ВТО? 

Плохо готовы. Мы уже давно конкурируем в части якорных цепей, цепей для судостроения с китайцами. Китайцы идут на наш рынок давно, но не так активно, так как наше судостроение пока слабо развивается. Нет больших объемов производства судов. В Китае делают очень большие цепи, калибром до 170 мм. Это просто гигантские цепи. Там сварочное оборудование-«карусели» занимают огромные цеха, и их маленькие корабли считаются у нас большими. Цена их готовой цепи иногда равна нашей цене на сырье, т.е. на металл. В Китае государство очень активно поддерживает предприятия. Экспортные предприятия субсидируются, совсем нет страховых взносов на фонд оплаты труда. Работники платят только НДФЛ в размере 8% и все! Поэтому-то их продукция оказывается очень дешевой. 

Через какое-то время по правилам ВТО будут отменены те ввозные пошлины, которые пока есть сегодня, и нам станет намного тяжелее. Еще парадокс: цена сырья наших металлургических заводов в России, то есть, на внутреннем рынке, выше, чем при экспортных поставках. Мы видим картельные сговоры, наши антимонопольные структуры оказались бессильными. Итог – некоторые виды металла мы начали импортировать, и даже с учетом ввозных пошлин это нам обходится дешевле, плюс более высокое качество металлопроката и комфортные условия оплаты поставок. Зарубежные поставщики берут на себя даже доставку металла на наш завод.

ico-innov-gr.jpgРасскажите о вашем международном сотрудничестве.

Мы активно сотрудничаем с немецкими компаниями, например, с компанией МАG. Это международный концерн, работающий в сфере автомобилестроения и авиастроения. Я – директор компании ООО «ТОР Инжиниринг», являющейся официальным дилером МАG в ПФО. У нас есть Выставочный зал, где можно поработать на станках и все посмотреть. Мы активно предлагаем не просто станки, а целые технологии для технического перевооружения предприятий, то есть мы подбираем технологии и станки и формируем в итоге конечную цену изготовляемого продукта: станок, два станка, технологическая линия. Итог – наше предложение для производства нужного продукта, в нужном количестве и нужного качества по оптимальной  цене. И мы сами работаем на этих станках, у нас есть инструментальное производство, где мы делаем инструмент для наших цепеделательных станков и штамповую оснастку. Эти направления мы активно развиваем.

Другое направление партнерства – активное сотрудничество с английской фирмой по производству цепей. Они делают приборы для цепей – скребки, ими мы комплектуем наши цепи и продаем в Китай. Наши горно-шахтные цепи прошли английский аудит качества, и я уверен, что мы будем продавать их в Китай. 

ico-innov-gr.jpgУ Вас рентабельное предприятие?

К сожалению, низкорентабельное. Во-первых, наше предприятие весьма энергоемкое, так как в основе используемых технологий – контактная сварка. Во-вторых, наше производство очень материалоемкое: доля стоимости металла в себестоимости продукции около 50 %. Третья проблема – невысокая производительность труда из-за устаревшего парка оборудования. Мы подняли производительность труда за 2 года на 30 %. Наша задача – закрепить этот результат, а потом вывести все оборудование на проектную мощность за счет высокой квалификации рабочих. Надеюсь, что в будущем году мы станем, по крайней мере,  среднерентабельным предприятием, которое будет двигаться дальше и дальше.

ico-innov-gr.jpgКак строится кадровая политика предприятия? Как вы формулируете ваши стратегические приоритеты в этой сфере?

Известно, кадры решают все. На своем личном примере в этом убеждался не раз. Для любого бизнеса серьезное влияние имеет сегодня известная демографическая яма начала 90-х. Кроме того, тогда же было брошено на произвол судьбы профессионально-техническое образование, и последствия этого нас не миновали. Образовался колоссальный разрыв поколений. Я пришел сюда в 2002 году, средний возраст рабочих был 55 лет. С 2003 года мы активно занимаемся реализацией нового подхода к комплектованию персонала, создали на территории предприятия учебный центр. Общая главная проблема – нехватка рабочих рук, рабочих специальностей, тех, кто будет работать на станках. Например,  мы берем человека с техническим образованием, учим его 3–6 месяцев, выплачивая ему стипендию. А после окончания обучения допускаем к самостоятельной работе на оборудовании. Однако реализация этой программы  не решает всех проблем. Как показала практика, из 10 учеников в итоге остаются работать на заводе только 2. 

Мы стали искать, какие техникумы, колледжи могли бы нам помочь с комплектованием кадров. В 2008 году мы участвовали в национальном образовательном проекте «Образование», где на 50% средств федерального бюджета надо было вложить 50% частных средств. Мы сертифицировали специальность «Сварщик контактной сварки» в Нижегородском индустриальном колледже, у нас там учится группа сварщиков и группа слесарей-ремонтников. Скоро будет первый выпуск. Мы активно сотрудничаем сейчас с Сормовским механическим техникумом, готовим там операторов станков с ЧПУ. Сотрудничаем и с Нижегородским дизелестроительным техникумом. Со всеми техникумами у нас имеются договоры о проведении производственной практики на нашем заводе.

Что касается инженерно-технических специальностей, то в этом плане мы сотрудничаем с НГТУ им Ростислава Евгеньевича Алексеева. Мы берем студентов НГТУ на преддипломную практику и дипломное проектирование, даже платим им зарплату за проекты, полезные для предприятия.

ico-innov-gr.jpgДмитрий Зотович, для закрепления молодежи очень важен уровень оплаты труда. Что Вы предлагаете вашим работникам, особенно молодым?

Сегодня средняя зарплата по предприятию – 22 тысячи рублей, но ведь это и уборщицы, и охранники. Теперь дифференцировано. Начнем с учеников, которые пока еще ничего не делают, а только учатся. Они получают стипендию в сумме 15 тысяч рублей. По окончании учебного центра – зарплата 20 тысяч рублей, плюс премия 30%. Это  начальный разряд. С ростом разряда зарплата поднимается до 45 тысяч. Это уникальные специалисты, сейчас таких у нас 6 человек.

Что касается инженеров. После вуза инженеры 3-ей категории получают на испытательный срок заработную плату 20 тысяч рублей, принятые на постоянную работу – 25 тысяч. Если молодой специалист проходил на заводе практику – получает сразу 25 тысяч. Достигнув 1-ой категории инженер-технолог и инженер-конструктор получают 38 тысяч рублей. Оплата труда талантливых, уникальных инженеров производится по индивидуальным контрактам. 

ico-innov-gr.jpgО Вас лично. Вы очень занятый человек. Есть ли у Вас свободное время?

Есть. У меня растет сын, ему 9 лет. Это то время, когда прививаются навыки трудолюбия, самосознания, самодисциплины. Я стараюсь уделять сыну как можно больше  времени, но, к сожалению, не всегда это получается. Хобби? Как такового хобби не имею. Можно сказать хобби – это работа. Но в свободное время стараюсь посещать спортзал,  иногда с друзьями удается выехать на охоту или рыбалку, но это очень редко. Вот сейчас есть надежда, что смогу поучаствовать в охоте на гусей, открывается сезон.

ico-innov-gr.jpgЖелаю Вам, Дмитрий Зотович, большой прибыли и удачи! Спасибо за беседу!


К списку всех материалов


КОММЕНТАРИИ [правила]