INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Гость портала, INNOV.RU

Копосов Евгений Васильевич, ректор ННГАСУ Копосов Евгений Васильевич, ректор ННГАСУ

03.04.2013 | автор: Александр Зайцев | фото: ННГАСУ | просмотров: 4159
Мой собеседник – ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, доктор технических наук, член – корреспондент Российской академии архитектурных и строительных наук, профессор Евгений Васильевич Копосов.


ico-innov-gr.jpgЕвгений Васильевич, добрый день! Чем сейчас живет ННГАСУ, какие задачи Вы считаете главными, первостепенными?

Мы, как и все наши уважаемые коллеги, подвели итоги 2012-го года, реально оценили свои результаты и финансовые показатели, работали над контрольными цифрами бюджетного приема 2013-го года.

Прошлый год был достаточно напряженным и прошел в условиях непрекращающихся реформ системы образования, как высшего, так и школьного. Проблемы и болезни региональных вузов не обошли и нас.

Мы успешно прошли так называемый мониторинг по оценке эффективности деятельности вуза, и его основные критерии мы выполнили. Итог - мы соответствуем. Да, мы соответствуем критериям, мы – эффективный вуз. Однако к действующей системе критериев есть очень много вопросов, прежде всего, с профессиональной точки зрения.

По сути, ими никак не оценивается качество образовательных процессов, уровень связей с работодателями, востребованность наших выпускников, а ведь это – ключевые моменты! Но начинать всегда с чего-то надо, и Минобрнауки России действительно всколыхнуло всю вузовскую общественность. Это было ожидаемо. Определяющим фактором оценки эффективности являются, по-моему, конструктивные связи с работодателями, как это и существует, например, в Европе! Там главное в рейтинге вуза – скорость трудоустройства. У них один год – это уже хорошо!

Другой вопрос, необходимо, чтобы все изменения в области образования были тщательно продуманы, чтобы не дестабилизировали ситуацию в молодежной среде, чтобы выделялись ресурсы, необходимые вузу для развития технического, инженерного образования с учетом современных требований отрасли.

Предстоящая нам интеграция в мировое образовательное пространство требует познания методов и подходов и в межкультурном взаимодействии, прежде всего, в рамках Европейского сообщества. Однако не всё, связанное с техническим, с инженерным образованием, может быстро и эффективно выйти на этот уровень интеграции.

Решая вопросы мобильности, мы должны ориентироваться на наших работодателей. Я немножко знаю ситуацию в Европе, нас там никто не ждет, у них свои проблемы, и мы должны нацеливаться на российский рынок труда, на работу в нашем Поволжском регионе. 

Наши цели и задачи должны соответствовать целям и задачам региона. Об этом нам говорят президент Путин и губернатор Шанцев. В 2012 году Валерий Павлинович стал почетным профессором нашего университета, председателем Попечительского совета ННГАСУ.

Со многими министрами, заместителями губернатора мы в течение многих лет имеем деловые конструктивные отношения и это помогает нам в работе с саморегулирующими организациями, такими как Союзы строителей, проектировщиков, изыскателей и др. Мы вместе решаем стоящие перед нами задачи. Мы не можем готовить специалистов в какое-то безвоздушное пространство.

Сегодня мы отрабатываем отраслевой консорциум – это интегрированное объединение образовательных учреждений, это школы, лицеи, колледжи, вузы, и наш межотраслевой институт переподготовки кадров (МИПК), работающий по образовательным программам, согласованными с нашими работодателями. Сегодня ННГАСУ – это федеральный вуз, тесно связанный с региональными приоритетами и задачами.

ico-innov-gr.jpg Какие достижения Вашего университета Вы назвали бы в первую очередь?

В холле университета есть выставка дипломов и других наград ННГАСУ, это отражение достижений нашего коллектива за последние 3–5 лет.

Наши лучшие образовательные профильные программы: промышленное и гражданское строительство, городской и земельный кадастр, архитектура, новая специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» (программа специалитета со сроком обучения 6 лет). И мы ими не просто гордимся, но и развиваем это направление, учитывая стремительное развитие агломерации, подготовку к чемпионату мира и нехватку уникальных зданий, в частности, большепролетных и высотных.

Большое значение придаем подготовке специалистов для малоэтажного строительства, организовали прием на новую специальность «Дизайн архитектурной среды».

Независимое экспертное сообщество России (Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации), проанализировав более 20 тысяч образовательных программ российских вузов, выделило лучшие инновационные образовательные программы, соответствующие современным требованиям и задачам стратегии реализации инновационного пути развития России и среди них за 2012 год восемь профильных образовательных программам нашего университета: архитектура, строительство, промышленное и гражданское строительство, землеустройство и кадастры и др.

В 2011 году в России начал действовать новый интеграционный инструмент – Технологические платформы Российской Федерации. Это механизм взаимодействия государственных органов власти, бизнеса, науки, образования для решения целого ряда задач инновационного развития экономики. ННГАСУ включен в состав двух Технологических платформ (ТП): – «Технологии экологического развития» (организация-координатор – «Русское географическое общество»). Ректор Е. В. Копосов включен в состав Научно-технического совета данной технологической платформы; – «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» (организация-координатор – ОАО «РусГидро»). Ректор Е. В. Копосов включен в состав Экспертного совета Технологической платформы. Два научных проекта университета включены в «План исследований и разработок Технологической платформы до 2015 года» по направлению «Гидроэнергетика».

В 2011 году в университете создан инновационно – технологический бизнес-инкубатор, где успешно трудится молодежная инновационная команда (МИК) по направлению «Энергоаудит, отопление и вентиляция» под руководством молодого талантливого д.т.н. Бодрова М. В. 
 
Достижения университета и его сотрудников в образовательной, научной, инновационной деятельности, в развитии международного сотрудничества отмечены высокими государственными и отраслевыми наградами и премиями. Среди наиболее значимых можно отметить следующие:

– по итогам конкурса «Европейское качество» в 2009 г. ННГАСУ признан призером в номинации «Сто лучших ВУЗов России» с присуждением золотой медали;

– в 2010 году ННГАСУ стал лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Наука. Инновации. Научные разработки». Университет отмечен дипломом и Золотой медалью, а ректор ННГАСУ, д-р техн.н., профессор Е.В.Копосов – дипломом «Ученый года»;

– в 2010 году вуз был награжден почетным знаком «Строительная слава» – высшей общественной наградой работников строительного комплекса Российской Федерации, учрежденной Российским союзом строителей;

– в 2010 году коллектив ученых ННГАСУ, включая ректора, профессора Е.В.Копосова награжден премией Правительства Российской Федерации в области образования за цикл учебно – методических работ (авторский коллектив – 10 человек);

– в 2012 году за достижения в области образования, науки и инноваций ННГАСУ стал лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших вузов» в основной номинации и в номинации «Лучший вуз в области международного сотрудничества». Ректор и профессор Е. В. Копосов отмечен почетным знаком «Ректор года»;

– в 2012 году премия Правительства Российской Федерации в области образования была присуждена коллективу ученых ННГАСУ за комплект учебных пособий(авторский коллектив – 10 человек).

Научные и научно-технические разработки и инновационные проекты ННГАСУ ежегодно представляются на международных, всероссийских и региональных выставках и конкурсах. По результатам участия в выставках и конкурсах ежегодно завоевываются награды. Среди наиболее значимых наград за последние пять лет можно выделить следующие:

– 2 золотые (2007, 2009 гг.) и 1 серебряная (2008 г.) медали Всемирного салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель – Эврика» (Бельгия);

– золотая (2008 г.) и 2 серебряных (2009, 2012 г.) медали Международного салона изобретений, новой техники и технологий «Женева» (Щвейцария);

– золотая (2008 г.) и бронзовая (2008 г.) медали Международного салона инноваций и инвестиций (г. Москва);

– 2 золотые медали молодых ученых (2008, 2010 гг.) «За успехи в научно – техническом творчестве» (Всероссийский выставочный центр, г. Москва);

– бронзовая (2010 г.) медаль Московского международного салона изобретений «Архимед» (г.Москва);

– 1-е место (2008 г.) в Ярмарке бизнес-ангелов и инноваторов Приволжского федерального округа «Российским инновациям – Российский капитал» (г. Чебоксары);

– золотая и серебряная медали выставки «Экология России» (г. Нижний Новгород, 2008 г.);

– в 2010 году комплексный инновационный проект по производству строительных материалов из местного сырья Нижегородской области – доломита и гипса – стал Лауреатом регионального конкурса «Инновация региона», проводимого под патронажем Губернатора Нижегородской области В. П. Шанцева;

– в 2012 году бронзовая медаль 8-й Международной ярмарки изобретений (г. Сеул, Южная Корея);

– в 2012 году молодыми учеными кафедр физики и математики были выйграны 3 гранта РФФИ по конкурсу «Мой первый Грант»; Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов (2010–2011 гг.).

Современное градостроительное освоение территорий требует новых подходов и методов, и наши магистранты и аспиранты проходят стажировку в лучших архитектурных школах Европы: в Париже, Лионе, Льеже и Гренобле. Это для нас принципиально. Уже 16 лет нашему Международному факультету экономики, права и менеджмента, учрежденному тремя государствами: Нидерландами, Германией и Россией.

Каждый семестр наши студенты едут на стажировку в Кёльн или Маастрихт. Мы практикуем защиты дипломов на английском и немецких языках. Эти 16 лет сотрудничества говорят о стабильности и заинтересованности наших зарубежных партнеров, мы также принимаем стажеров от наших партнеров.

У нас в вузе сегодня учатся около 200 студентов из 40 стран мира.

О качестве обучения наших студентов говорит тот факт, то ежегодно в российских и международных смотрах – конкурсах они стабильно завоевывают дипломы высшего качества. Так, в 21-ом Международном смотре-конкурсе лучших выпускных квалификационных работ по Архитектуре и дизайну в г.Красноярске (2012 г.) ННГАСУ завоевал 9 дипломов 1-ой степени и 2 диплома 2-ой степени.

ico-innov-gr.jpgКак Вы относитесь к действующим показателям эффективности вузов? И какими оказались эти показатели у ННГАСУ?

Я отмечу их неоднозначность, например, квадратные метры на одну студенческую душу: в системе аккредитации норматив - это 10 кв. м на одного «приведенного» студента, а в ключевых показателях мониторинга стоит число 11! Это никак не обоснованный показатель, у нас он получился равным 10,55, и ни прибавишь, ни убавишь! А будет ли округление или нет? Показатель по науке – соответствует.

У нас балл ЕГЭ больше 60 по бюджетникам, а вот «хвост платников» нас подсаживает и понижает этот показатель. Думаю, логично было бы брать только бюджетников, за которых мы получаем субсидии, т.е. надо определить степень и качество использования бюджетных средств. 

А зачем же мы принимаем студентов на коммерческой основе? Эти средства прежде всего идут на затраты по эксплуатации зданий и сооружений, ЖКХ, плюс обязательное повышение заработной платы преподавателей, никак не обеспеченное соответствующими бюджетными ассигнованиями. Имея 10 корпусов, мы в 2011 и в 2012 годах из бюджета не получили ни копейки на капитальный ремонт!

В мониторинге никак не учитываются филиалы кафедр, открытые на производстве, а ведь это надо всем, и работодателям, и нам! Эти площади никак не учитываются. Очевидно, что требуется интеграция вузов и предприятий, и предприятие выделяет свои площади не просто так, оно ведь несет затраты. Механистический подход тут вызывает сомнения. 

Что касается новых подходов к мониторингу. Я проанализировал новые предложения наших ассоциированных партнеров, это 12 показателей по архитектуре и строительству, два из них вызывают определенное недоумение: доля доходов, полученных студенческими строительными отрядами в общем доходе университета, но это же не доходы университета, а заработная плата бойцов ССО! Второй показатель – это доля контингента членов ССО в общем контингенте студентов-очников. Как это может повлиять на эффективность деятельности вузов.

Авторы этих предложений, видимо, не понимают, что эпоха строительства коровников и свинарников давно прошла, сейчас необходимы профессионализм и допуски к работе, особенно, допуски по безопасности. Все заказы идут через конкурсы и торги. А сейчас у нас на 3-м курсе все студенты уже распределены по крупным строительным компаниям по системе наставничества, они должны пройти все технологические процессы, конечная цель всего этого – предельно быстрое вхождение выпускника в рабочий цикл. 

Видимо, система критериев эффективности вузов будет долго еще утрясаться. Пока есть фундаментальные просчеты. И не надо акцентировать внимание именно на абсолютных показателях, надо смотреть на динамику, изменение качества и востребованности, и чтобы в оценке вуза участвовали, прежде всего, работодатели. Сейчас у нас отсутствуют профессиональные стандарты, и мы вместе с саморегулирующими организациями ставим перед собой задачу создания профессиональных стандартов по принципу компромиссов: надо учесть, что хочет работодатель, и что предоставляют образовательные стандарты. Сейчас зачастую работодатели дают чисто тактические, краткосрочные задачи текущего дня, а мы готовим студентов 4 – 6 лет, часто это больше, чем срок деятельности конкретной строительной фирмы.

Главное, выпускники должны уметь быстро адаптироваться , быть внутренне готовыми к приобретению новых знаний с учетом специфики деятельности того или иного предприятия.

Считаю, что главное – это не абсолютные значения показателей, а их динамика, т.е. куда же идут процессы.

Наша цель – подготовить выпускников, которые «с-лету» смогут войти в свою работу, и, главное, сумеют всю жизнь учиться, учиться всему новому, новым технологиям, новым системам организации труда, менеджмента, маркетинга и др.

Система образования консервативна по своей сути. И это правильно. Все изменения и реформы системы высшего образования России должны быть глубоко продуманы, с учетом необходимости интеграции в мировое образовательное сообщество, и в европейское, в частности, особенно это относится к системе высшего инженерного образования. Может, эти проблемы меньше относятся к системе гуманитарного образования. По-моему мнению, мы должны ориентироваться на наших, российских работодателей.

Это наш рынок труда, а вовсе не ЕС или США. Уверяю Вас, наших инженеров там не ждут (за исключением самых талантливых), у них свои проблемы, нам надо развивать свой рынок, всемерно использовать интеллектуальный ресурс выпускников для развития своей страны, прекратить «утечку мозгов» за рубеж. Мы должны использовать передовые мировые технологии, но работать надо дома, в России. Мы сориентированы именно на свою страну, прежде всего, на Нижегородский регион и ПФО. Я считаю, что первейшие задачи регионального вуза – это проблемы региона. Мы должны слышать, что хотят от нас сообщества работодателей и совместно реализовывать эти задачи. 

ico-innov-gr.jpg Что можно сказать о социальной сфере?

Мы поддерживаем и социальную сферу. За последние 5 лет построили два жилых дома для преподавателей на кооперативных началах. Мы сумели это сделать в такой трудный период, и коллектив преподавателей видит поддержку со стороны и ректората, и профсоюзного комитета.

ico-innov-gr.jpg Мы с Вами познакомились давно, во время совместной работы в программе Минобразования РФ «Поддержка малого научно-технического предпринимательства в высшей школе». Как бы Вы сравнили условия для создания и деятельности малых инновационных предприятий тогда, в конце ХХ века, и сейчас?

Произошла смена эпох. Тогда было гораздо больше физических возможностей, как это ни парадоксально звучит, мы не заморачивались на правовых ограничениях, и почти совсем не было правового поля, однако было желание получить результат и были льготы со стороны государства. Мы не боялись экспериментов, были увлечены и стремились к получению результатов: новой технологии, нового продукта и т.д.

Главное, мы стремились предельно сократить путь к положительному эффекту. Я удивляюсь, как за все это время, за прошедшие 20 лет все эти процессы выродились в бесконечные обсуждения, нулевые телодвижения без серьезных конкретных решений на законодательном уровне. У нас число малых предприятий ничтожно и уменьшается из года в год. Все обросло бесконечными обсуждениями, давно не принимались конкретные решения на законодательном уровне для корректировки принятых законов. Весь мир дает возможности для максимального развития малого предпринимательства, ведь они фактически смазка, без которой крупные экономические системы работать не смогут, возникают коррупционные схемы. Вот сегодня я не могу дать для МИП площади без огромной арендной платы, нет для МИП никаких льгот и преференций… Без комментариев! У нас чиновники хотят получать налоги с 1-го дня, ожидается мгновенная налоговая отдача, это заблуждение только порождает теневые схемы. Сегодня создание и бизнес-инкубаторов, и различных фондов, конечно, дает расширение возможностей для малых предприятий. 

Вот МИП при вузах. Вновь принято половинчатое решение. Первая поставленная задача – сразу, с первого дня, - обложить МИП налогами, и никаких льгот, торгуешь ли ты в розницу, или разрабатываешь новые нанотехнологии, это не важно. Аренды для МИП – нет, аренды оборудования – нет и т.д. И не всегда реальные проекты под силу МИП, слишком велики затраты. В общем, нужен баланс между крупным и малым бизнесом.

ico-innov-gr.jpg Вы опытный ректор. Семь лет! Что сейчас в Вашей работе в большем приоритете?

Я работаю в должности ректора второй срок. В стратегическом плане мы поставили перед коллективом Университета, перед нашей молодежью достаточно амбициозную, но реальную задачу – в рамках наших отраслевых приоритетов стать Национальным исследовательским университетом. Проект этот 10-летный, этот статус дается не навечно. По научному потенциалу и другим показателям мы в состоянии претендовать на этот статус. Это заставило нас очень жестко ставить вопросы по кадровому обеспечению, по омоложению научных кадров и целевой подготовке докторов наук. Я, как ректор, персонально курирую программу по подготовке докторантов.

Очень важно развитие профессиональных дисциплин с учетом программ развития региона, строительства уникальных зданий и сооружений, дизайна архитектурной среды, освоения подземного пространства, прежде всего, это метрострой, мосты и тоннели и, конечно, это развитие гуманитарной составляющей. Нельзя стать хорошим инженером, патриотом своей Родины, не изучая историю своей страны, её многонациональную культуру, богатейшее мировоззренческое, духовное и философское наследие.

Не может по-настоящему состояться технический вуз без создания определенной духовности и обеспечения соответствующего уровня безопасности. Это человеческий фактор. Я бы отметил психологическую готовность и ответственность инженера на опасных производствах, упомяну и атомные станции, и ГЭС, объекты опасных промышленных производств. Молодой специалист должен принять вовремя правильное решение, не спасовать и не убежать от ответственности в критических ситуациях. Когда знания есть, а психика слабая – это неприемлемо как для руководителя, так и для специалиста, особенно это опасно в условиях возникновения техногенных аварий и катастроф и, конечно, не поддаваться коррупционной составляющей, что очень опасно в плане трагических последствий.

Сегодня для нас это имеет принципиальное значение. Я стараюсь говорить с молодежью открытым текстом. Мы хорошо взаимодействуем с Митрополитом Георгием, он наш почетный доктор и всегда желанный гость в ВУЗе.

Александр Николаевич! У нас Вами давнее взаимопонимание, сложившееся за те долгие годы, что мы с Вами сотрудничаем. Мы живем, используя опыт наших предшественников, наших учителей, храня светлую память о них. Планку снижать нельзя, это для меня принципиальный вопрос. Ректоры приходят и уходят, а вуз и его потенциал должны только прирастать.

ico-innov-gr.jpg Большое спасибо за интервью, Евгений Васильевич! Желаю Вам дальнейших успехов в Вашей работе!



К списку всех материалов


КОММЕНТАРИИ [правила]