В июне в Нижнем Новгороде при поддержке Правительства Нижегородской области и Городской администрации прошла урбанистическая конференция «Нижний Новгород завтра: инструментарий позитивных перемен» - региональная сессия знаменитого Московского урбанистического форума.
Сессия прошла при поддержке стратегического партнера конференции – Банка Москвы, уделяющего большое внимание поддержке городских проектов, в том числе в регионах России. Мы воспользовались случаем и пообщались с первым лицом банка – с его Президентом - Председателем Правления Михаилом Кузовлевым.
Чему была посвящена урбанистическая конференция в Нижнем Новгороде?
- На конференции обсуждались актуальные вопросы политики комплексного развития территорий Нижегородской агломерации, роль мегапроектов и культурной идентичности в стратегии городского развития, а также участники попытались понять, что из представленных другими регионами и странами практик может быть применено в Нижнем Новгороде.
В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018г. Нижний Новгород стоит на пороге настоящего градостроительного бума, связанного с трансформацией спортивной инфраструктуры, развитием транспортной системы и необходимостью создания новых объектов туристической инфраструктуры. Поэтому город так интересен Урбан Форуму.
Как вы оцениваете состояние столицы Приволжья? Каков уровень развития инфраструктуры города? Готов ли Нижний Новгород к принятию ЧМ-2018?
- Областные и городские власти, безусловно, правильно поступают, планируя не только строительство стадиона на 45 тыс. мест в Нижнем Новгороде, но и масштабное обновление городской инфраструктуры. Нижнему Новгороду, как и любому другому российскому городу, для приема столь масштабного спортивного события не хватает гостиниц разной категории звездности, дорог, необходимо модернизировать аэропорт и вокзал.
Как банковские институты могут повлиять на развитие городов? Какие банковские инструменты применяются для изменения городского облика?
Сегодня всем очевидна необходимость осуществления значительных финансовых вложений в коммунальную сферу, т.к. износ основных фондов системы ЖКХ составляет около 60%. Нужно строить дороги, социальные объекты, ремонтировать коммунальные сети, общественный транспорт.
Осуществляться эти вложения будут как частными компаниями, так и муниципалитетами. В этой работе нельзя будет обойтись без квалифицированного финансового партнера, который хорошо знаком со спецификой отрасли.
Модернизация и развитие городского хозяйства сегодня тесно связаны с банковским финансированием, и Банк Москвы стал одним из первых банков, объявивших работу с муниципальными проектами своим приоритетным направлением развития.
Зачем Банку Москвы это нужно?
Мы знаем рынок, отрасль, умеем взаимодействовать с компаниями, работающими с городским заказом. Это наше конкурентное преимущество, если хотите. Те практики, которые за долгие годы сотрудничества были наработаны в Москве, мы сегодня реализуем по всей стране. На сегодняшний день проекты по поддержке ЖКХ осуществляются Банком Москвы в 23 регионах РФ.
По итогам 2013 года приняты решения о финансировании региональных проектов на общую сумму свыше 16 млрд рублей.
А почему для городского развития не применяется бюджетное финансирование? Какую роль должен выполнять банк?
- Давайте разбираться с конца. Мы работаем с компаниями-подрядчиками по модернизации и развитию города. Например, в Москве это и реконструкция и строительство дорог, метро, детских садов и школ, и реконструкция электро- и теплосетей.
Практически каждый подрядчик - это, как правило, - представитель малого или среднего бизнеса. И у них есть потребности, пусть даже напрямую не связанные с выполнением конкретного госзаказа. Например, закупка оборудования, финансирование кассовых разрывов, необходимы средства для развития бизнеса. И во всех этих случаях мы охотно кредитуем эти организации, потому, что понимаем их реальный потенциал, понимаем, что объемный госзаказ - залог их финансовой устойчивости.
Что касается бюджетного финансирования – с подрядчиками расплачиваются без задержек, и далеко не все подрядные организации нуждаются в кредитах.
Но приведу другой пример из сферы ЖКХ - во многих городах действуют программы замены лифтового оборудования. С каждым годом лифты дорожают, причем значительно. Казалось бы - если известно, что в течение ближайших пяти лет надо заменить столько-то лифтов, не лучше ли сразу заплатить за них по нынешним ценам? Но за счет бюджета это сделать невозможно. Зато вполне возможно - за счет банковского кредита. Городу намного выгоднее выплатить проценты по такому кредиту, чем потом приобретать оборудование по возросшим ценам. Не говоря уж о том, что, загрузив предприятие заказами на несколько лет вперед, город получает дополнительные налоги.
Пользуетесь ли вы преференциями городских/областных властей? Используете ли вы административный ресурс?
- Мы не пользуемся никакими преференциями. С точки зрения городских властей мы - точно такой же банк, как и все другие. Мы работаем на конкурентной основе непосредственно с компаниями, исполняющими городской заказ.
Как строится ваша работа с областной администрацией в рамках подписанного несколько лет назад Соглашения?
- Действительно, в 2012 году мы с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым подписали Соглашение о сотрудничестве.
Как «работают» подобные Соглашения? В первую очередь, они нужны для того, чтобы мы своевременно получали информацию о готовящихся региональных программах: инфраструктурных, социальных, инвестиционных. То есть держали руку на пульсе.
С другой стороны – областное руководство, принимая подобные программы, должно представлять себе возможности и структуру будущего финансирования. В этом смысле обмен информацией обоюдный. Работа в рамках Соглашения – это одна из площадок для взаимодействия с властными структурами.
Как вы считаете, есть ли в Нижнем Новгороде место велосипедистам? Как угодить всем и сделать город комфортным для жителей?
- Место велосипедистам есть, конечно, в любом городе. Это подтверждает опыт как больших, так и средних и малых городов Европы. Но там культура велосипедного движения сформировалась много лет назад, а мы сейчас только в начале пути.
Решение о создании в городе сети общественного велопроката должны принимать городские власти, а Банк Москвы готов поддержать эту инициативу. Сегодня именно у нас есть опыт организации проката как в Москве, так и в Петербурге.
Решение о «велосипедизации» Петербурга было принято по итогам московского сезона 2013 года, который признан успешным. В Москве мы реализовали вместе с Департаментом транспорта Москвы проект «Велобайк». В 2013 году мы взяли на себя функции оператора проекта, а также его финансирование. Об успехах говорит статистика прошлого года: за сезон в системе зарегистрировалось 46 тысяч человек, которые совершили в общей сложности около 70 тысяч поездок. К слову, в этом сезоне сеть велопроката расширена – в течение лета-осени 2014 года будет задействовано уже 150 станций и 2500 велосипедов, при этом будет реализована новая система.
Цена внешнего лоска. Город готовится к ЧМ-2018. А как насчёт остального? Какие планы по их развитию другой «неспортивной» инфраструктуры? Планирует ли Банк Москвы финансировать строительство еще каких-либо объектов в Нижнем Новгороде и Нижегородской области? Каких?
- В генеральном плане развития Нижнего Новгорода до 2030 года уже отмечены основные проблемы, решением которых будут заниматься власти. Как гость города я бы особо выделил транспортную проблему – строительство новых станций метро, дорог. Не могу не отметить и запуск строительства нового пассажирского терминала аэропорта, которое началось недавно.
Но вы совершенно правы, «неспортивные» объекты чрезвычайно важны при реализации больших спортивных проектов, т.к. ведь именно они в дальнейшем создают «точки притяжения» для горожан, и дают возможность окупать построенный объект.
Для примера могу привести очень интересный проект, который реализуется сегодня Группой ВТБ в центре Москвы. «ВТБ Арена парк» – проект комплексной реконструкции и приспособления под современное использование Центрального стадиона «Динамо» и прилегающей к нему территории. В проекте сочетаются спортивные, развлекательные, коммерческие и жилые объекты.
Что же касается других объектов, то Банк Москвы готов финансировать проекты строительства детских дошкольных учреждений, дорожного строительства и многие другие.
Мы активно работаем с новой системой капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Кроме того, недавно мы профинансировали реконструкцию 13 котельных в Нижнем Новгороде.
Что именно будет модернизировано?
- Банк Москвы открыл кредитную линию в размере 1,75 млрд рублей Группе компаний «Комплексные энергетические решения» (ООО «КЭР») – предприятию, которое реализует проект по комплексной реконструкции 13 котельных в Нижнем Новгороде.
Проект реализуется в рамках заключенного между ООО «КЭР» и ОАО «Теплоэнерго» энергосервисного договора в соответствии с 261-ФЗ. Согласно ему до начала 2015 года будут модернизированы 13 котельных ОАО «Теплоэнерго». Устаревшее оборудование, требующее значительных затрат на ремонт и содержание, будет заменено на новое, отвечающее современным требованиям по энергоэффективности, строительным нормам и потребительским качествам. Минимальный размер экономии, заявленный ООО «КЭР» в рамках модернизации котельных, составит 3 213 млн рублей.
Развитие города невозможно без жилищного строительства. А как в Нижегородской области обстоят дела в этой сфере? Что с ипотекой? Выросло ли количество ипотечных кредитов в нашем регионе? Планирует ли Банк Москвы аккредитовать строящиеся жилые комплексы в Нижегородской области?
- По итогам 5 месяцев в 2014 году по сравнению с тем же периодом 2013 года количество выданных ипотечных кредитов Нижегородского филиала Банка Москвы возросло на 50% (124 кредита на сумму 225 млн. рублей). В рамках группы ВТБ более 90% строящихся объектов в Нижегородской области уже аккредитованы и подходят для целей ипотечного кредитования.
Банк Москвы успешно сотрудничает с такими компаниями-застройщиками в Нижнем Новгороде и области, как ГК Выбор, Экоград, Жилстрой НН, ГК Квартстрой, Сокольники, СУ-155, ГК МегаСтрой, Деметра и др.
Нижегородская область является одним из ключевых регионов в стратегии развития ипотечного кредитования в Банке Москвы, что подтверждает участие Нижегородского филиала в пилотном проекте ипотечных продаж, результаты пилотного проекта были признаны успешными и в дальнейшем транслировались на всю региональную сеть, что позволило увеличить продажи ипотечных кредитов по сети в 2 раза.