INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ ВАЛЮТ
Электронный научный журнал

 

Жан-Жак Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза»


Природа в романе



08.11.20 22:43
текст: Игорь Голованов
фото: из открытых источников
8053

Жан-Жак Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза»

«Новая Элоиза» занимает выдающееся и, можно сказать, основополагающее место в эволюции чувства природы и ее изображения в искусстве. Уже начиная с заголовка, Альпы вводятся в сюжет в качестве конструктивного элемента. В поэзии до Руссо, особенно в XVI—XVIII веках, функция пейзажа, как правило, не выходила за пределы украшения или поэтического иносказания, Роман аналитический и любовный, нравоучительный и бытовой, часто тяготевший к документально-деловой форме, был совершенно лишен чувства природы.

Лишь у Руссо, в соответствии с той ролью, которую природа играет в его мировоззрении, пейзаж становится важным моментом в развитии поэтической концепции, своего рода определяющим «условием», как параллель общественным условиям.

Описание гор Вале, пустынных скал Мейери, знаменитое описание Женевского озера, картины дикой девственной природы были настоящим открытием для европейского романа. Руссо вводит в литературу лирический пейзаж, согласующийся с чувствами героев, с их воображением и изменчивым душевным состоянием.

«Прогулка Юлии и Сен-Прё по Женевскому озеру» (часть IV, письмо XVII) Шарль Эдуард Лё Пренс

Здесь сказались и личные пристрастия Руссо, и воспоминания юности, проведенной в Швейцарии, и впечатления от путешествия вокруг Женевского озера в 1754 году, незадолго до создания «Новой Элоизы».

Основа сюжета - личные переживания

Личные переживания лежат также в основе всего сюжета, о чем современники, еще не читавшие «Исповеди», опубликованной после смерти Руссо, в большинстве своем не догадывались; некоторые из них (в частности, романист Ретиф де ля Бретон, последователь Руссо) принимали всерьез утверждение автора, что он является только издателем чужих писем.

Но кое-кто (и первый среди них Шодерло де Лакло) уже понимал, что в основе романа лежат пережитые чувства. Однако не следует преувеличивать «портретность» характеров «Новой Элоизы». Недаром сам Руссо упорно уклонялся от ответа на вопрос, интересовавший уже читателей XVII века, являются ли его письма индивидуальным «портретом» или обобщающей картиной» (см. «Второе предисловие»).

Метод Руссо

Метод Руссо, в противоположность объективному наблюдению и типизации быта у Ричардсона, основан на субъективной идеализации и обобщении лично пережитого, которое пропущено через призму романтического воображения и философского раздумья.

Софи д’Удето, прототип Юлии в романе «Новая Элоиза»

Софи Д'Удето — прототип Юлии (о чем часто свидетельствуют текстуальные совпадения между письмами героев романа и перепиской Руссо и Софи), была замужем, но далеко не отличалась «добродетелями» г-жи де Вольмар. Ее любовник, поэт Сен-Ламбер, по своему характеру и убеждениям во многом послужил жизненной моделью для образа Вольмара, но меньше всего был склонен совершить тот опасный эксперимент, на который решается муж Юлии.

Юлия между Сен-Прё (слева) и де Вольмаром. Гравюра к первому изданию 1761 года

Вольмар — обобщенный и идеализированный образ просвещенного вельможи XVIII века, образ, которым Руссо доказывал читателям совместимость атеизма с порядочностью, так же как, с другой стороны, образом Юлии — совместимость искренней религиозности с высокой культурой. Деизм Руссо в первом случае направлен против христианского фанатизма, а во втором — против философского материализма.

Образ Сен-Прё

Пожалуй, наиболее характерным для Руссо является образ Сен-Прё, одновременно самый субъективный и самый жизненный образ «Новой Элоизы». По свидетельству Бернардена де Сен-Пьера, Руссо в старости признавался: «Сен-Пре не вполне тот, кем я был, но тот, кем я хотел быть». С самого начала работы над романом автор сливается с героем, бедным учителем, живущим в аристократическом доме, человеком пылким, неуравновешенным, склонным к меланхолии, слабохарактерным, впечатлительным и «романтического» склада души.

Сен-Прё на берегу озера. Немецкое издание 1840 года

Герой подобно автору «скиталец, лишенный семьи и даже чуть ли не родины». Автопортрет, с непревзойденной силой осуществленный в «Исповеди», намечен впервые в условно художественной форме образом Сен-Прё. Не этим ли объясняется, что герой, согласно одному беглому указанию в романе — сочинитель, нигде не назван своим настоящим именем, а только условным, придуманным Кларой? «Витязь» не отличается в жизни совершенством, это отнюдь не безупречный рыцарь, но он всегда стремится к добродетели (о себе Руссо говорил, что его отличает не добродетель, а любовь к ней).

Юлия и Сен-Прё. Иллюстрация к французскому изданию 1878 года

В личном портрете» и одновременно обобщенной «картине» человеческой натуры Руссо, как и в «Исповеди», отказываясь верить и безупречное поведение, стремится лишь к предельной искренности и нагой истине. Отсюда сложный характер Сен-Прё, его непоследовательность в желаниях и поступках, руссоистский «вкус к противоречиям», с удивлением отмеченный еще современниками и мотивированный у автора тем, что его герой повинуется непосредственному чувству и «прихотливому» воображению.

Образом Сен-Прё начинается новый этап в эволюции литературного
героя из низших кругов общества. Раньше сферой этого героя всегда
была лишь деловая жизнь, а роман, связанный с ним, был романом борьбы за материальное благополучие.

Появление героя-разночинца

Сложность натуры, коллизии, возникающие на основе чувства культурного сознания, были привилегией героя-дворянина. Даже английские романисты XXVIII века не преодолели до конца сословной ограниченности старого романа. В этом смысле благородный, непрактичный «философ» Сен-Прё, в котором Руссо изобразил самого себя, свое положение плебея в аристократическом обществе, свой разлад с этим миром, открыл для европейской литературы более высокий моральный и интеллектуальный уровень героя-разночинца, пафос жизни которого далеко выходит за пределы личных материальных целей и узких мещанских интересов.

От образа Сен-Пре и его преемника Вертера Гете прямой путь к внесословному герою, молодому человеку романа XIX столетия.

Источник: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



Новости дня. События, происшествия и новости культуры

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления