INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Страховка ОСАГО без дополнительных услуг реальна


Как заставить страховщиков соблюдать закон и уважать наши права.



21.03.2015 13:28
текст: Валерий Сокуренко
фото: INNOV.RU
6177

Страховка ОСАГО без дополнительных услуг реальна
Актуальность заявленной темы вряд ли нуждается в пояснениях. Несколько лет страховщики оправдывали навязывание страхователям абсолютно ненужных им дополнительных полисов страхования жизни и здоровья, жилья, а также диагностических карт при продаже полисов ОСАГО тем, что страховые премии по ОСАГО длительное время не индексировались, следовательно, якобы недостаточны для нормальной безубыточной деятельности страховщиков на данном рынке.

Однако уходить с рынка ОСАГО и сдавать лицензии на данный вид страхования страховщики не спешат, что несколько нелогично, ведь если бизнес убыточен, то его прекращают. Так, сотни тысяч индивидуальных предпринимателей прекратили свой статус в 2014 году. 

С 12 апреля этого года тарифы по ОСАГО вырастут на 40-60 процентов, а ситуация с навязыванием услуг в лучшую сторону (для водителей) не изменилась. Кроме того, страховые компании по-прежнему незаконно наживаются на страхователях путём непредоставления им скидок за безаварийную езду (коэффициент бонус-малус), под разными абсолютно незаконными и надуманными предлогами: «скидка за безаварийное вождение в нашей компании не может превышать 5 процентов», «вы пришли из другой компании, все ваши скидки «сгорели»», «у нас в базе про вас ничего нет, так что коэффициент у вас равен единице» (никаких скидок).

Да, страховые суммы по ОСАГО тоже выросли. Однако по статистике 90% процентов аварий являются мелкими, и сумма страховых выплат по ним не превышает 25 тысяч рублей, так что абсолютному большинству водителей подобные нововведения вряд ли пойдут на пользу.

В чём же причина того, что страховщики по-прежнему навязывают водителям дополнительные полисы? Главная причина – жадность страховщиков. Жадность страховщиков, незнание/неверие большинства водителей в механизмы защиты от навязывания дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО ведут к произволу страховщиков в отношении страхователей.

Однако если водители не будут массово жаловаться в контролирующие органы и защищать свои права на приобретение исключительно полисов ОСАГО без всяких дополнительных услуг, то в дальнейшем аппетиты страховщиков будут только расти. Что они захотят вам навязать завтра? Может, страховку лап вашего пса или страховку от укуса скорпиона? И, глядя на это безобразие со стороны страховщиков, где гарантия, что другие участники рынка не начнут поступать так же с потребителями? А что: пришёл в магазин электроники за холодильником, а его без стиральной машины и чайника его не продают. Не согласен – иди в другое место. А там то же самое.

В разделе Инструкции описаны некоторые действенные механизмы защиты своих прав и приведены полезные советы водителям, собирающимся заключить договор ОСАГО в ближайшее время или тем, кому страховщики уже навязали ненужные им услуги при покупке полиса ОСАГО.

Всевозможные отговорки и искусственные препятствия для заключения договора ОСАГО в виде фраз, подобных следующей: «если бы вы были нашим клиентом, то просто пришли бы и заключили договор, а так нужно записываться за два месяца» вас совершенно не должны волновать. Эти очереди искусственно создаются страховщиками для тех, кто хочет заключить только договор ОСАГО без навязанных услуг. 

Таким образом страховая компания как бы даёт понять водителю: «хочешь только ОСАГО – жди два месяца, а если бы не упрямился и заплатил две тысячи за страховку от клещей, то получил бы заветный полис ОСАГО в этот же день». Отсутствие полисов ОСАГО – это тоже популярная ложь страховщиков, которые продолжают её применять до сих пор, несмотря на то, что Российский союз автостраховщиков не раз заявлял о том, что полисов страховым компаниям выдают достаточно для заключения договоров ОСАГО со всеми желающими страхователями.

По поводу преференции для клиентов данной страховой при заключении договора ОСАГО, то они тоже неправомерны. Договор ОСАГО – это публичный договор, т.е.  должен быть заключён страховщиком в отношении каждого, кто к ней обратится так что все преференции отдельным категориям лиц могут быть установлены только законом или иным правовым актом (абз. 2 п.1 ст. 426 ГК).

Так, в апелляционном определении Архангельского областного суда от 2.12.2014 года по делу   №33-4479/2014  чёрным по белому сказано, что «систематический характер навязывания ответчиком при заключении договоров ОСАГО гражданам дополнительной платной услуги по заключению договора страхования жизни подтвержден множественностью заявлений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области как непосредственно от владельцев транспортных средств, так и направленных из территориальных органов прокуратуры.

Привлечение ООО «Росгосстрах» к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений также свидетельствует о том, что ответчик не прекращал противоправных действий и допускал их в отношении неопределенного круга потребителей.

Обстоятельства, связанные с навязыванием страховыми компаниями (в том числе ответчиком) дополнительных услуг, когда заключение договора ОСАГО сопровождается требованием одновременно заключить договор добровольного страхования, судебная коллегия нашла возможным признать общеизвестными, что в силу статьи 61 ГПК РФ исключает необходимость их доказывания».

Таким образом, суд признал тот факт, что страховщики навязывают дополнительные услуги при заключении ОСАГО, имеющим такую же известность и такую же «фактичность», что и тот факт, что Москва является столицей России. Вот так!

Кроме того, к суду можно обратиться с ходатайством о привлечении представителя Роспотребнадзора, прокуратуры, Банка России или представителя Федеральной антимонопольной службы в порядке статьи 47 ГПК РФ для дачи заключения о нарушении прав страхователя навязыванием сделки и засвидетельствования факта огромного количества однотипных жалоб на действиях страховщиков.

Штрафы, налагаемые контролирующими органами, могут быть очень ощутимыми. Например, по ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением» штраф размера исчисляется в процентах от выручки и может составлять сотни миллионов рублей (например, УФАС по республике Татарстан оштрафовал ООО «Росгосстрах» на 158 миллионов рублей за навязывание полисов «РГС Фортуна-авто», и это решение поддержал Арбитражный суд республики Татарстан, а апелляция его отменила. Надеюсь, кассация отменит решение суда апелляции и оставит в силе решение суда первой инстанции и справедливость восторжествует).

Кроме того, с 1 сентября 2014 года в КоАП РФ появилась статья ст. 15.34.1 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования). Штраф по ней – 50 000 рублей и накладывается он на должностных лиц (штрафуют по нему начальников отделов продаж страховщика). Возбуждают по ней производство чаще всего прокуроры (они могут составить протокол о любом административном правонарушении, тем самым возбудив производство по делу об административном правонарушении), а рассматривают дела в ЦБ РФ. Статья не мёртвая, активно применяется с самого момента её введения в КоАП, и санкция для привлекаемых к ответственности лиц является весомой, так что добро пожаловать на сайт прокуратуры.

Защита своих прав в России – это как езда на санках: чтобы прокатиться, надо приложить усилия и поднять санки на вершину горы. 

Помните, что если вы сами не захотите защищать свои права, то никакой закон и никакие государственные органы вам не помогут!

Призываю всех направлять жалобы на незаконные действия страховщиков по навязыванию через сайты государственных органов, указанные выше, и пользоваться средствами противодействия жадности страховщиков, которые описаны в настоящей статье, писать претензии и судиться. Только так можно заставить страховщиков соблюдать закон и уважать наши права. 



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Среди заемщиков МФО растет доля молодежи и студентов Среди заемщиков МФО растет доля молодежи и студентов
В начале 2024 года молодые люди в возрасте 18–29 лет составили почти половину всех заемщиков МФО, при этом доля студентов за год выросла в 1,5 раза
Образование в Турции для иностранцев: плюсы и минусы Образование в Турции для иностранцев: плюсы и минусы
Подробно разбираем плюсы и минусы обучения в Турции для иностранцев - язык, проживание, стоимость обучения и перспективы после учёбы

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления