Конструкционные особенности тормозных колодок и дисков автомобиля и правила контроля за их состоянием
Тормозная система – значительнейшая составляющая безопасности автомобиля
29.05.25 21:18
текст: Игорь Голованов
фото: INNOV.RU

1709
От того. в каком она состоянии находится, напрямую зависит жизни как водителя, так пассажиров. И, порой, пешеходов, находящихся в непосредственной близости. Главные компоненты тормозной системы - тормозные колодки и диски, взаимодействующие друг с другом, обеспечивающие замедление и остановку транспортного средства. Цена замены дисков и колодок не настолько значительна, чтобы подвергать себя и своих близких серьезному риску. В данной статье мы разберем конструкционные особенности вышеупомянутых элементов и правила контроля за их состоянием.
Конструкционные особенности тормозных колодок
Это элемент, который прижимается к тормозному диску, создавая трение и замедляя вращение колеса. Она состоит из следующих основных частей:
- Фрикционная накладка: Это основной рабочий элемент колодки, непосредственно контактирующий с диском. Она изготавливается из композитного материала, содержащего различные компоненты, такие как:
- Абразивные материалы: Обеспечивают необходимое трение.
- Связующие вещества: Удерживают абразивные материалы вместе и обеспечивают прочность накладки.
- Модификаторы трения: Регулируют коэффициент трения и предотвращают скрип.
- Наполнители: Улучшают теплопроводность и снижают износ.
- Основание колодки (металлическая пластина): Служит для крепления фрикционной накладки и передачи усилия от тормозного цилиндра. Обычно изготавливается из стали.
- Противоскрипные пластины (опционально): Устанавливаются между основанием колодки и поршнем тормозного цилиндра для снижения вибраций и шума при торможении.
- Датчик износа (опционально): Предназначен для сигнализации о критическом износе колодки. Может быть механическим (скрипун) или электронным.
Правила контроля за состоянием тормозных колодок и дисков
Регулярный контроль за состоянием тормозных колодок и дисков – залог безопасности на дороге. Рекомендуется проводить осмотр при каждом техническом обслуживании автомобиля, а также при появлении признаков неисправности.
Контроль состояния тормозных колодок
- Толщина фрикционной накладки: Минимально допустимая толщина фрикционной накладки указывается производителем автомобиля. Обычно это 2-3 мм. Измерение можно произвести с помощью штангенциркуля или специального инструмента.
- Равномерность износа: Фрикционная накладка должна изнашиваться равномерно по всей поверхности. Неравномерный износ может указывать на неисправность тормозного цилиндра, направляющих суппорта или других элементов тормозной системы.
- Наличие трещин, сколов и отслоений: На фрикционной накладке не должно быть трещин, сколов и отслоений. При обнаружении таких дефектов колодку необходимо заменить.
- Работа датчика износа: Если на колодке установлен датчик износа, необходимо проверить его работоспособность. Механический датчик (скрипун) издает характерный скрип при торможении, когда колодка изношена до критического уровня. Электронный датчик сигнализирует о необходимости замены колодок на приборной панели.
Контроль состояния тормозных дисков
- Толщина диска: Минимально допустимая толщина диска указывается производителем автомобиля и обычно выгравирована на самом диске. Измерение можно произвести с помощью штангенциркуля.
- Равномерность износа: Рабочая поверхность диска должна быть ровной и гладкой. Неравномерный износ может привести к вибрациям при торможении и снижению эффективности тормозной системы.
- Наличие трещин, сколов и глубоких царапин: На рабочей поверхности диска не должно быть трещин, сколов и глубоких царапин. При обнаружении таких дефектов диск необходимо заменить.
- Биение диска: Биение диска можно проверить с помощью индикатора часового типа. Превышение допустимого значения биения может привести к вибрациям при торможении и неравномерному износу колодок.
- Наличие ржавчины: Небольшое количество ржавчины на нерабочей поверхности диска является нормальным явлением. Однако, если ржавчина присутствует на рабочей поверхности, это может указывать на неисправность тормозной системы или длительный простой автомобиля.
архив:
2013
2012
2011
1999-2011
новости ИТ
гость портала 2013
тема недели 2013
поздравления