Чем должен руководствоваться покупатель, изучая выставленный на продажу бизнес, мы узнавали у специалистов портала Биржи Бизнеса, на котором ведется активная торговля предприятиями, франшизами, оборудованием и другими ликвидными активами.
На российском рынке до сих пор существует убежденность в том, что стоимость выставленного на продажу готового бизнеса должна коррелировать с рыночной ценой его активов (помещений, оборудования, транспорта и т.д.)
Отчасти это так. Однако есть ряд моментов, которые могут снизить стоимость активов:
Совет первый - определить объем активов, которые планирует передать по сделке продавец и досконально, с техническими и правоустанавливающими документами в руках, осмотреть каждый объект.
Если покупатель не имеет информации о ключевых постах и о должностных обязанностях сотрудников фирмы, тогда он не может быть уверен в том, что в первые месяцы после приобретения доходность бизнеса будет поддерживаться на прежнем уровне.
Совет второй – узнать как можно больше о кадровой политике на предприятии и о вероятности ухода клиентов вслед за предыдущим хозяином. Продажа бизнеса без клиентов равносильна приобретению упаковки без содержимого.
Третий совет – самостоятельно или с помощью специалистов, которых может предоставить агентство по продаже бизнеса, составить перечень потенциальных затрат. В него кроме сырья, заработной платы и налоговдолжны входить:
Даже если продавец забудет указать что-то из расходов в составе себестоимости готовой продукции, то при наличии заготовленного перечня затратных позиций он вынужден будет обсудить с покупателем возможность роста себестоимости.
Собрать информацию о деловой репутации сложнее всего. Её нет в документах, финансовых отчетах и налоговых декларациях. Самостоятельно получить сведения можно, если:
У обоих способов есть изъяны. В первом случае – маловероятно, что хозяин согласится предоставить клиентскую базу, во втором - придется руководствоваться слухами.
Отсюда следует четвертый совет - если готовый бизнес напрямую зависит от его деловой репутации, закажите маркетинговое исследование предприятия у специалистов. В отчете будет дан достоверный ответ о положении компании на рынке и об особенностях формирования её делового имиджа.
Совет пятый – сотрудничайте с экспертом-оценщиком, который даст развернутую информацию о том, как должна формироваться цена на конкретный бизнес. Имея этисведения можно договариваться с продавцом о более выгодных условиях сделки, а также выстраивать стратегию увеличения стоимости предприятия в случае его приобретения.
Обзор подготовлен по материалам сайта Биржа Бизнеса
Свежее дыхание MICE!
|
Сигнальный фонарь ФС-12 белый от производителя "ЗНАК23" в Краснодаре
Сигнальный фонарь ФС-12 белый от производителя "ЗНАК23" в Краснодаре с доставкой. |
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления