INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Маслёна неделю гуляет


О самом главном празднике блинов – Масленице – INNOV рассказывает Руководитель отдела PR и рекламы ВК «Узорочье» Mаксим Ярович Булле.



20.02.2014 13:26
текст: Ирина Костикова
фото: INNOV
3122

Маслёна неделю гуляет
– Максим Ярович, какие цели ставит Ваша компания, проводя такой фестиваль, как «Масленичная седмица»? 

Масленицу празднуют практически по всей России – это общеизвестно. Но не все знают, что традиции празднования Масленицы могут отличаться друг от друга не только в каждом регионе, но и зачастую в соседних районах. И если в одной области Масленицу отмечают так, то в соседнем районе – уже совсем по-другому! 

Внутренний туризм, в нашей стране ещё не слишком сильно развит, хотя это одно из самых перспективных направлений на этом рынке. Сейчас очень многие туристические компании, в преддверии многих праздников, которые любимы нашим народом (например, Масленица, Святки, ночь на Ивана Купалу, Рождество, Новый год), предлагают целевые, специализированные туристические программы, которые ориентированы на посещение каких-то мест, деревень, маленьких городков, где для организации таких праздников проигрывают целые действа, спектакли. 

Задумывая фестиваль «Масленичная седмица» нам хотелось в первую очередь создать на базе Нижегородской ярмарки площадку, на которой можно было бы объединив, показывать нижегородцам все грани, все стороны, зачастую даже те, про которые они и не знают, традиций празднования Масленицы в отдалённых районах Нижегородчины. 

Установление ежегодной традиции празднования фестиваля «Масленичная седмица» позволит, как мы надеемся, расширить связи администрации города с общественными, национально-культурными объединениями Нижегородской области. Увеличит, развитие внутреннего, регионального туризма. Поможет увеличить интерес молодёжи к истории своей Родины, своего края. Приобщить многих людей к фольклорным традициям, к традициям проведения народного праздника. 

– Откуда взялось такое слово – «седмица»?

Давайте, прежде всего, определимся с терминами. Само слово «седмица» или «седьмица» - это просто устаревшее слово «неделя» – т.е. просто семь дней. 

Существует такое понятие, как «Страстная седмица» - это последняя неделя перед Пасхой. В нашей, православной Церкви, это самая важная неделя всего года, посвящённая последним дням земной жизни Христа. Страстная седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. 

Существует ещё понятие «Светлая седмица» (Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя) – это неделя, следующая за Пасхой.

Что касается названия фестиваля – «Масленичная седмица». Масленицей, или «Сырной седмицей», называется неделя, следующая за  «Мясопустной неделей». «Масленичная седмица», или просто «Масленица» это не только весёлый, несколько разгульный праздник, но и преддверие Великого Поста. 

– Что ожидает нижегородцев на 2-ом фестивале «Масленичная седмица»? Расписание мероприятий, их время уже известно?

Думаю, что было бы неправильно, если бы я сейчас рассказал обо всём том, что будет на фестивале. Давайте сохраним некую интригу, пусть будет некая тайна. Хотя, всё же я постараюсь немного рассказать о том, что ожидает посетителей. Начну с того, что на выступления заявлены 9 районов: Вознесенский, Городецкий, Краснобаковский, Кстовский, Ковернинский, Пильнинский, Павловский, Чкаловский районы и городской округ города Выкса. Каждый день на сценических площадках Нижегородской ярмарки будут выступать по 2 района. 

Сама выставка-ярмарка «Широкая масленица» откроет свои двери не в 12 часов дня, как обычно, а немного раньше, в 11 часов. В это время, на уличной сцене состоится открытие не только всей выставки, но и самого 2-го фестиваля «Широкая масленица». После открытия состоится концерт победителя фестиваля 2013 года – Варнавинского района. В этот же день, представит свои программы празднования Масленицы Вознесенский район. Надо сказать, что каждый выступающий район будет выступать как на уличной сцене, так и внутри павильона. На улице будут проходить шумные, весёлые театрализованные представления, с хороводами, конкурсами, а внутри 1 павильона, в конференц-зале, в это же время, на творческих презентациях этого же района, представлены фотовыставки, документальные фильмы, мастер-классы. 

Работу каждого района будет оценивать строгое жюри.

Здесь же, в 1-м павильоне также будут представлять свою деятельность отделы Нижегородской епархии. О своей деятельности расскажут молодёжный отдел, отдел образования и отдел по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями.

Ну а 2 марта состоится награждение района-победителя и праздничный концерт. 
Я думаю, что скоро Нижегородцы смогут увидеть подробную программу праздника и на этом сайте, и на баннерах самой Нижегородской ярмарки и в прессе. 

– Расскажите немного о самой традиции отмечать «Масленичную неделю», ведь Масленицу справляли еще в языческие времена. Какие обряды сохранились до наших дней и до сих пор актуальны? 

Вообще, эта тема довольно интересна и рассказать о ней в одном не слишком большом интервью довольно сложно. Но, давайте попробуем!

Начну с того, что Масленица – это исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства. 

Можно также назвать некую особенность праздника масленицы – это, так называемую, его «женскость». В некоторых районах масленицу так и звали – «Бабская неделя». Почему так? Немного истории. До Петра I, Новый год праздновали в марте. Этот период смены времён года и было временем прощания с зимой и встречей весны. Масленица попадала именно на это время. Весна несёт оживление в природе, несёт солнечное тепло, рождение новой жизни. И, конечно же, именно женщина символизирует рождение новой жизни, поэтому главную роль во всех обрядовых действах играли именно женщины, отсюда и название «Бабская неделя». В эти дни, в основном проводились помолвки, смотрины, девушки и юноши выбирали себе спутника жизни. Особое внимание уделяли восхвалению женщин. Восхваляли девушку-невесту, женщину-мать, женщину-хранительницу очага, женщину-советчицу.

Само название праздника – «Масленица», «масленичная неделя», скорее всего, пошло от того, что в течение всей «масленичной недели» разрешалось есть коровье масло. А уже во время Поста есть можно было только конопляное масло.

Одним из основных масленичных действ было катание по деревням на лошадях. Лошадей для масленичного катания запрягали в специальные выездные сани, сбрую и дугу украшали лентами, разноцветными бантами, подвешивали колокольчики. Молодёжь (не женатые), из разных деревень договаривалась, в какой деревне они будут кататься в тот или иной масленичный день. Парни сажали в сани празднично одетых девушек, гармониста, и компании молодёжи с песнями и весёлым звоном колокольчиков разъезжали по округе. В деревнях их уже ждали и зазывали к себе в гости. Взрослые, точно также распределив масленичные дни, ездили в гости по родне и гуляли по деревням своими компаниями. 

Одной из самых популярных забав на масленицу считалось катание на санках, сооружение снежных городков и взятие их приступом. 

Как известно, разгульная масленичная неделя заканчивалась в последний день - Прощёное воскресенье. Важнейшим ритуалом этого дня было сожжение Масленицы, которое совершалось всегда вечером. Устраивали его обычно за деревней, как правило, на высоких местах, чтобы огонь был далеко виден. Сбор дров для масленичного костра входил в обязанности маленьких ребятишек, которые начинали этим заниматься с начала недели, но самые ретивые, памятливые, занимались сбором дров ещё с лета! Маленькие сборщики, бегая по всей деревни, у каждого дома просили для масленичного костра дров и веников. Отдавали на масленичный костёр всё, что не нужно – старую солому, рассохшиеся бочки, плохие сапоги, горшки и т. п. Бросали в этот костёр оставшиеся блины и другую скоромную еду, чтобы не оставлять зла, тем более, что с понедельника начинался Великий пост и люди переходили на постную пищу. На последнем этапе, устройства костра, этим занимались уже ребята постарше и сами взрослые. Сожжение Масленицы было общим делом всей деревни, и пепел чучела развеивался по полю, освящая землю, призывая на неё силы добра, прося благословения у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

Бoльшую часть масленичных обрядов можно условно поделить на три группы: брачно-семейные, сельскохозяйственные и поминальные. 

Старики, которые в деревнях пользовались непререкаемым авторитетом, говорили, что крепкая  семья благо не только для продолжения рода, для крестьянского быта, но и в особенности для урожая. Поэтому молодожёны в эти дни при всех и обнимались, и целовались. Над теми же, кто ещё не нашёл себе пары, смеялись, подшучивали, иногда довольно зло. В некоторых сёлах незамужним и неженатым девушкам и юношам подвешивали на шею большое полено, которое они носили весь день, как знак для насмешек. 

Сельскохозяйственный цикл обрядов, в основном, был направлен на увеличение урожая льна. В дни Масленицы, прясть и вязать женщинам запрещалось, чтобы нечаянно не поранить иголкой души умерших пращуров.

Поминальные обряды в основном связаны с блинами. Все знают, что главным символом масленицы являлся блин. Мы привыкли к тому, что образ блина символизирует солнце. Но есть версии того, что у славян блин был «поминальным» хлебом. Подтверждением этому служит обычай класть в первый день Масленицы первый хороший блин на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников». Первые блины также отдавали нищим, чтобы те помянули усопших - «первый блин за упокой». Вообще, о блинах, о том, как их выпекали, что при этом наговаривали, можно говорить очень долго. Тесто для блинов заводить надо было строго в одиночестве, уберегая тесто от сглаза или недоброго наговора. Блины ели только руками. Использование ножа и ложки, а про вилку в деревнях и не знали, могло очень плохо отразиться на будущем урожае, и поэтому ими не пользовались. Сковороду для выпекания блинов нужно было использовать только свою, на которой пекли только блины и ничего более! Если уж пришлось занять её у соседей, то пустую отдавать было нельзя, обязательно нужно положить в неё последний испечённый блин.

Масленица – праздник радостный, весёлый, и если его проводить под знаком добра, любви, душевной теплоты, то нет ничего плохого, в том, что человек веселится, катаясь на снежной горке, водит хороводы или даже сжигает чучело масленицы. Этот праздник должен объединять людей, должен быть наполнен дарением тепла тем, кто его недополучает, посильной помощи страждущим. Если человек знает, что в гостях, куда он идет, будет много выпито и съедено, то, скорее всего это не принесёт пользы ни его телу, ни его душе.

– Каждый день Масленицы имеет свой смысл и свое значение. Так, все знают, что по средам зять идет к теще на блины. А какие еще есть традиции и откуда они взялись?

Ну, наверное, интереснее будет поговорить не о традициях, о них мы уже говорили, а о названиях каждого дня масленичной недели и некоторых традициях в её проведении.  
Все дни Масленицы проходили по уставленному порядку, каждый имел своё название и назначение. 

Понедельник – первый день, «встреча». Соломенную куклу «маслeну» наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы не просмотрела, не пропустила, откуда весна придёт. После этого считалось, что Масленица приехала! Некоторые, кто побогаче, начинали с этого дня печь блины. К молодым, которые первый раз встречали Масленицу вместе, своей новой семьёй, с утра пораньше приходила тёща, чтобы научить дочерей печь блины. Кто победнее, начинали печь блины с четверга, а то и с пятницы. Как правило, первый блин маслeны всегда отдавали нищим, убогим, - поминать умерших. Первый хороший блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на слуховое окно, или на подоконник, приговаривая: «Честн'ые, благородные наши родители! Вот для вашей душки блинок».

Вторник – «заигрыши». Начинались собираться сами масленичные игрища. Парни приглашали девушек кататься с гор, ходили в гости, приглядывали невест. 

Среда – «лакомка». Начинали лакомиться всем приготовленным для праздника. 
Столы буквально ломились от яств в каждом доме. Тёщи угощают своих зятьёв. Раньше, в больших семьях, накормить пять - шесть зятьёв было делом разорительным. Отсюда и пословица: «Масленица – «объедуха» - всем деньгам приберуха», но: «Хоть себя заложи, а Маслeну проводи!»

Четверг называли «широким», или «разгуляй четверток». Начинался самый широкий разгул. Гулянье набирало силу, катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели, пили. В некоторых местах с этого дня начинали колядовать. Особенно этому радовались дети, они пели: «Трынцы - брынцы, пеките блинцы!»

Пятница – «тёщины вечорки».  В этот день угощать тёщ блинами надлежит уже зятьям, вернее, конечно же не им самим, а их жёнам, но... 

Суббота – «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала в гости всех родных, а те придирчиво приглядывались, как молодая хозяйка ведёт свой дом? Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоёвывали их друг у друга. 

Воскресенье – «прощёное воскресенье», «заговенье», последний день Масленицы. Отдаривали кума с кумой. Вечером сжигали соломенную Маслeну, а пепел рассеивали по полянам, чтобы дать силу будущему урожаю. Это был последние минуты веселья, поэтому в костёр швыряли все остатки обжорства: блины, яйца, выливали иногда и остатки вина, пива. Вечером, после вечерни, соседи начинали просить друг у друга прощенье, говоря друг другу: «Прости Христа ради, в чём я перед тобой согрешил». «Прости и ты меня» - слышится в ответ такая же просьба. В семейном кругу прощенье просили по-другому. После общего ужина, все молились, а затем самый младший начинает всем кланяться по очереди и, получив прощенье, отходит в сторону. За ним, по старшинству, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи, но младшему уже не кланяется и прощенья у него не просит. Последней кланяется хозяйка дома, и просит прощенья только у мужа. Глава дома – муж, не кланяется никому. Прощались со старым прожитым годом, со старыми обидами, чтобы не отягощали и не омрачали они новую жизнь. Прощались с живыми и мёртвыми, поэтому ходили на кладбище. По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья, начинается Великий пост.

– Максим Ярович, зачем, на Ваш взгляд, нужен Великий пост, следующий за Масленицей? Есть ли смысл соблюдать пост человеку неверующему? 

 Знаете, этот вопрос довольно личный. Вопросы Веры, именно так – с большой буквы, сложные вопросы. Если человек активно, скажем так, неверующий, то для него и Святой праздник Пасхи не праздник, а просто день, в который принято святить куличи и просто ещё один повод чтобы выпить, погулять. Если человек агностик, то для него вопрос соблюдения Великого Поста, да и вообще всех других Святых Праздников, остаётся, как говорится – открытым. Такой человек может найти свою дорогу к Храму, если будет искать, а может и не найти. Если же человек верующий, то для него не стоит вопрос соблюдать Великий Пост или нет. 

Во всяком случае, я бы порекомендовал всем тем, кто или не выбрал свой Путь, или колеблется, испытывая сомнения в вопросах Веры, прийти к нам на выставку. У нас в 1 павильоне, недалеко от часовни, в которой находится главная святыня сегодняшней выставки, (в этот раз это ковчег с мощами Оптинских старцев), существует специальный стенд, который так и называется – «Вопросы священнику». На этом стенде находится весь день священник, который отвечает на любые, подчёркиваю – ЛЮБЫЕ вопросы. И если кто-то ищет помощи в вопросах Веры, кого обуревают сомнения, и в душе разлад, тот может прийти к нам на выставку, и, поговорив со священником, получить ответы на те вопросы, ответы на которые не может пока дать его душа. 

Приходите!

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления