– Марина Евгеньевна, каждый год в процедуру ЕГЭ вносятся какие-то изменения, чего следует ожидать в этом году, и кого они коснутся?
– За шесть лет обязательного и повсеместного проведения ЕГЭ усовершенствования действительно вводятся каждый год. В этом году они коснулись математики – теперь ее разделили на базовую и профильную.
Самое главное, что нужно знать – успешная сдача базового уровня гарантирует только получение аттестата, и он будет оцениваться по пятибалльной шкале. Но базовый уровень не дает права на подачу документов в ВУЗ, для этого нужно получение определённого балла по профильной математике.
Стоит отметить, что балл по математике требуется для поступления практически в любой ВУЗ, за редким исключением.
– В этом году сократились сроки подачи документов для сдачи ЕГЭ. Есть возможность у тех, кто не успел подать документы попасть в основную волну, наверстать упущенное, или придётся ждать следующего года?
– Очень жаль, что ещё не отлажена система оповещения об изменениях – далеко не все школы знают и грамотно разъясняют нововведения.
Приём заявлений закончился первого марта и это он ещё был продлен на месяц. Мы очень надеялись, что выпускникам, окончившим школу до 2009 года разрешат проходить наши вступительные испытания, но теперь сдача ЕГЭ – это обязательное условие.
Исключение составляет очень небольшая категория граждан, которые могут быть зачислены в ВУЗ на особых условиях, без сдачи ЕГЭ – это инвалиды и люди с ограниченными возможностями, иностранные граждане.
Есть ещё одна категория, которая имеет право сдавать наши вступительные испытания – выпускники техникумов. Причем, документы будут приниматься у окончивших любые техникумы, в том числе и непрофильные.
У опоздавших подать заявление есть ещё один шанс сдать ЕГЭ в этом году – следует обратиться с заявлением в Нижегородский институт развития образования (НИРО) – они могут рассмотреть исключительные случаи и предоставить такую возможность.
– Насколько, по вашему мнению, объективна система ЕГЭ и нуждается ли она в доработке? Ведь, как известно, из всех субъектов РФ только Нижегородская область категорически отказывалась участвовать в эксперименте по ЕГЭ и до последнего сопротивлялась, объясняя это тем, что Единый экзамен неверен по своей сути.
– По большому счёту, система ЕГЭ была бы вполне нормальной при наличии альтернативы. Была же несколько лет назад прекрасная система тестирования, когда выпускники имели возможность сдавать вступительные испытания несколько раз и с применением различных методик. Уже тот факт, что претендентам приходилось серьёзно готовиться, раз за разом улучшал и углублял его знания.
Сейчас есть хорошая альтернатива ЕГЭ в виде различного уровня Олимпиад по профильным предметам. Участие в Олимпиаде не освобождает от ЕГЭ, конечно, но делает зависимость от него менее значимой – достаточно получить не менее 65 баллов. Это убирает стресс, не умаляя при этом серьёзной подготовки – ведь стать победителем Олимпиады тоже очень непросто.
– Соответствует ли уровень подготовки абитуриентов ожиданиям преподавателей?
– К сожалению, система ЕГЭ хороша для тестирования на получение определённых базовых знаний, но она не гарантирует наличия знаний в полном объёме школьной программы. Теперь же мы вынуждены тратить целый месяц обучения первокурсников на то, чтобы привести их знания к необходимому начальному уровню.
Школьника трудно заставить думать об общем уровне своей образованности: ему поставлена задача – сдать ЕГЭ, и по мере сил и возможностей он её решает. Школы остаётся только пожалеть сейчас – уровень их работы оценивается по ЕГЭ и учителя старших классов вынуждены учить детей сдавать экзамены, чтобы от зубов отскакивало.
– В каких специальностях на рынке существует кадровая необходимость и как быстро университет может переориентироваться и подстроиться под спрос?
– В Нижнем Новгороде в последние годы открыли массу новых производств, возобновляют работу старейшие предприятия. Конечно, они остро нуждаются в сотрудниках с техническим образованием – конструкторов, инженеров, специалистов по IT-технологиям. И, конечно, таких специалистов мы готовим, в том числе и на базовых кафедрах при производствах.
У нас есть Институт переподготовки специалистов, где можно на курсах различной длительности углубить свои знания в той или иной сфере или научиться чему-то принципиально новому. Это даёт возможность людям быстрее и качественнее приспособиться к требованиям времени, сориентироваться в сложной экономической ситуации, возможно даже сменить профиль деятельности.
Плюс Болонская система, благодаря которой мы сейчас имеем две ступени высшего образования (бакалавриат и магистратура), даёт возможность добавить к технической специальности экономическую или управленческую составляющую. И это, опять же, позволит нашим выпускникам быть более востребованными на рынке труда.
– Изменился ли в этом году план приема по специальностям, и в частности, как изменилось количество бюджетных мест?
– Количество бюджетных мест у нас традиционно держится около 2000, меняется только пропорция между бакалавриатом и магистратурой. В этом году значительно увеличился приём на бюджетные места в магистратуру – их стало 550.
Кроме того, могу порекомендовать абитуриентам поискать на сайтах крупных нижегородских предприятий объявления о целевом наборе (часть этих объявлений есть на сайте НГТУ на странице «Абитуриентам» в разделе «Целевой прием»). Это даёт возможность предприятию отобрать для себя перспективных учеников и целенаправленно подготовить кадры. А выпускникам ВУЗа гарантирует
трудоустройство по специальности.
– Большая часть абитуриентов – это школьники, которые не до конца определились с выбором профессии. Какой совет вы можете дать им?
– Прежде всего – начинать думать о будущей профессии как можно раньше. И здесь я хотела бы обратиться к родителям, прежде всего: приводите детей на тестирование по профориентации уже в 14-15 лет. У нас очень хорошая база, накоплен огромный опыт – мы поможем.
Кроме того, в процессе обучения в ВУЗе тоже не помешает пройти тесты и, возможно, скорректировать свои планы. Мы даем своим студентам возможность попробовать себя в профессии – ведь чем раньше он поймёт, что выбранная специальность совсем не то, чем бы он хотел заниматься всю жизнь, тем лучше для всех.