INNOV.RU | Информационный портал 

   
каждый месяц нас читают более 300 тысяч человек .
КУРСЫ КРИПТОВАЛЮТ

 

Гость портала, INNOV.RU

Театр оперы и балета: с Пушкиным на «ты» Театр оперы и балета: с Пушкиным на «ты»

15.11.2013 | автор: Алексей Курицын | фото: INNOV | просмотров: 6314
Встреча INNOV с директором Нижегородского академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина Анной Дмитриевной Ермаковой стала возможностью узнать про театр несколько  больше, чем о нём принято знать.


ico-innov-gr.jpg Анна Дмитриевна, 15 ноября открывается XXVII фестиваль оперного искусства «Болдинская осень». Что особенного он принесёт нам в этот раз?

Главной особенностью этого фестиваля является широта географии его участников. У нас принимают участие артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Йошкар-Олы, Чебоксар, Краснодара, Перми… А пушкинские спектакли в рамках фестиваля – это верность традициям. Премьера, которую мы специально готовили в этом году – балет «Черевички».

ico-innov-gr.jpg Как появилась идея проведения такого фестиваля? Это дань великому русскому писателю и поэту?

Наш театр ещё с 1937 года носит имя Александра Сергеевича Пушкина. И имя это выбрано театром не случайно. С первых дней своего существования театр обращал внимание на произведения Пушкина. И спектакли по его произведениям – «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Русалка» всегда были в нашем репертуаре. Поэтому когда встал вопрос, чьё имя будет носить театр, было выбрано имя Пушкина. 

Всё, что было написано языком оперного и балетного искусства по произведениям Пушкина в той или иной мере всегда существовали на этой сцене, премьеры проходили с завидной периодичностью – «изношенные» спектакли обновлялись и ставились вновь. Так, в 2015 году мы собираемся вновь поставить «Евгения Онегина». 

 А когда имеешь большое количество спектаклей по Пушкину, возникает вопрос: «а как другие театры страны работают с произведениями великого автора?» И в 1986 году театром совместно с Союзом театральных деятелей и с министерством культуры было принято решение проводить ежегодный всероссийский фестиваль «Болдинская осень». 

В этом году мы проводим его в 27-й раз и надо сказать, что он стал достоянием культурной жизни Нижнего Новгорода, его ждут, потому что это всегда интересные события, исполнители и возможность сравнить то, что есть в нашем театре с тем, что есть в других театрах. 

Всем интересно посмотреть на ведущую певицу краснодарского театра, которая с блеском исполнила партию Лизы в «Пиковой даме», получила ряд серьёзных регалий. Нижегородцы увидят её впервые. 

Также интересно посмотреть на Йошкар-Олинский балет, который на сегодняшний день является одним из лучших балетов в России. Из Южной Кореи к нам приедут четыре ведущих замечательных певицы итальянской школы со своим маэстро. Они выступят на закрытии «Болдинской осени» во втором отделении, а также дадут отдельный концерт одному из наших партнёров – НГЛУ им. Добролюбова. По традиции во время фестиваля мы поедем в Большое Болдино и покажем в этот раз не только концертную программу, но и оперу «Моцарт и Сальери».

ico-innov-gr.jpg А проект «Театр образование» продолжит развитие в рамках «Болдинской осени»?

Работе со студенческой молодёжью мы уделяем большое внимание. Поэтому проект «Театр образование» присутствует и в «Болдинской осени». Пройдёт V научно-практическая конференция с участием культурологов, социологов, философов и психологов. Конференция приобретает международный характер, т.к. принять в ней участие изъявляют желание учёные, например, из Казахстана и Белоруси. 

Задача конференции – узнать роль театра в культурной жизни города. Темой послужит «Традиции и инновации в деятельности музыкального театра». Мы узнаем, где инновации разрушают традиции, а где традиции позволяют рождаться инновациям в помощь развития музыкального искусства. А музыкальное искусство самое сложное из всех видов театральных искусств.

ico-innov-gr.jpg Создавая репертуар, Вы обращаете внимание на то, что идёт в других театрах оперы и балета?

Конечно. Но когда мы создаём репертуар, мы отталкиваемся не от того, что делается в других театрах, а от того, что сегодня интересно нашей труппе, нашему коллективу. Так, мы поставили оперу «Черевички». Её ставят очень редко. Недавно к нам на эту оперу приехали зрители из Омска (!). Я была потрясена. Приехали потому, что они отслеживают оперную жизнь страны и им интересна данная постановка, они меломаны. Ставя спектакли, мы смотрим и на возможности труппы. Потому что если нет исполнителя, на которого рассчитан спектакль, то нечего тогда его и ставить.

ico-innov-gr.jpg В Большом театре спектакли идут по 5–10 раз в месяц. Нижегородская опера пробовала так?

Мы знаем эту методику, когда спектакль ставится, отыгрывается в полном объёме и убирается «в шкаф» до следующего периода. В нашем же репертуаре всего 43 спектакля и отыгрывать их подряд 5–10 раз мы не можем. Это очень сложно для творческого коллектива. В ГАБТе тройной состав оркестра, тройной состав хора, балета и т.д. 

У нас же артисты работают во всех спектаклях, т.к. коллектив малочисленный. Мы только премьеру играем с периодичностью 2–3 раза подряд. Так что для себя мы выбрали такую оптимальную форму работы. И потом, при составлении афиши мы стараемся, чтобы были заняты разные группы артистов: лирические голоса, драматические голоса, также учитываем физиологические особенности артистов и т.д. К сожалению, у нас нет таких возможностей, как у главного театра страны.

ico-innov-gr.jpg Но Вы бы этого хотели?

Думаю, нет. Потому что наша публика не сможет выдержать десять спектаклей подряд, люди не будут приходить. А в Москве придут, потому что это ещё и своеобразный «большой туристический проходной двор». Люди покупают билеты в Большой театр вне зависимости от того, что там идёт. Главное для них – побыть в его стенах. Мы, в регионе, с публикой работаем по другим законам и критериям.

ico-innov-gr.jpg Насколько охотно публика приходит в оперный театр? С заполнением зала всё в порядке?

Традиционно с полным заполнением зала проходят все балетные спектакли, а также оперетты. В меньшем количестве публика приходит на оперы – заполняемость зала 35–40 %. Но оно и понятно. Оперный спектакль не каждый может воспринять, нужна серьёзная подготовка, чтобы понять и насладиться им. Его необходимо несколько раз посмотреть, прежде чем ты станешь свободен и потечёшь вместе с событиями на сцене. В наш торопливый век опера не всем доступна, к сожалению.

ico-innov-gr.jpg Молодые артисты с удовольствием приходят работать в театр?

Да. У нас большой конкурс. Всегда есть люди, которые хотят приехать к нам из Москвы и других городов. Худсовет еженедельно отсматривает претендентов.

ico-innov-gr.jpg Сколько человек на место?

По-разному. Мы отсматриваем по голосам. Есть голоса, которые вообще закрыты. Например, нам не нужны сапрановые голоса. А вот в тенорах мы остро нуждаемся. Но часто приходится давать отказ претендентам. Ведь оперная профессия уникальна и очень сложна по задачам. 

У доктора искусствоведения и психологических наук Валентины Лебедевой-Мышкиной есть докторская диссертация о психозащите личности певца. Она пишет, что певец, который поёт главную партию, через оркестр перекидывая голос, испытывает ту же психофизиологическую нагрузку, что и лётчик-испытатель. 

Бывает, что артисты худеют на 3–4 кг после партии. Это доказанный факт. Артисты по 2–3 дня приходят в себя, выходя из образа. А люди в зале могут не догадываться, каких усилий стоит человеку исполнение той или иной роли, какое чудо на их глазах происходит. Если же зритель понимающий, то он следит за спектаклем с замиранием сердца.

ico-innov-gr.jpg Анна Дмитриевна, Ваш театр часто покидают артисты?

Не часто, но движение есть.

ico-innov-gr.jpg По каким причинам уходят?

По разным. Бывает, что кого-то перекупают. Недавно открывался новый астраханский театр и на момент открытия, пока не было труппы, сулили большие деньги. Люди естественно поехали за деньгами. Кто-то уехал за границу, кто-то вышел замуж и переехал в другой город. Это жизнь и она движется.

ico-innov-gr.jpg Не могу не задать больной для Вас вопрос. Есть ли подвижки с новым зданием театра?

Я знаю только одно: если в ближайшие годы не будет построено новое здание театра – не будет в Нижнем Новгороде театра оперы и балета. Потому что нынешнее здание театра старое, дряхлое, разваливающееся. Оно не позволит дальше развиваться. Не знаю, что там происходит. Видимых подвижек я не вижу.

ico-innov-gr.jpg А в чём проблема?

Наверное, в финансировании. Наверное, областное правительство чрезмерно увлекается строительством ФОКов, спортивных комплексов. Поживём – увидим, какую роль сыграет спорт в духовном развитии нашего общества. Может быть, будем иметь накаченных бездуховных ребят.

 Надо понимать, этот театр сегодня сосредоточие, центр высокой культуры. Мы верны традициям, заложенным нашими предками. Это кредо нашего театра. Мы поняли, что правильно сделали, сохранив классический репертуар, не пойдя по пути псевдоноваторского решения постановок классики. Время показало, что это неправильно.

ico-innov-gr.jpg Тотальная реконструкция зданию не поможет?

Нет. Самое главное, она не поможет создать сцену, карманы сцены, арьеру сцены. Некуда расширяться. Справа улица Ванеева, слева здания, которые никто никогда не снесёт. В театре достаточно зрительных мест, пусть и не очень удобных, но нет сцены. И можно увешать всё коврами, облепить золотом… Но это всё равно, что пришивать к старому пиджаку, который мал, бриллиантовые пуговицы. 

Даже если в этих условиях делать реконструкцию, то коллектив театра негде разместить (один только творческий коллектив насчитывает свыше 300 человек!). Не будет классов, где можно было бы репетировать и работать, труппа потеряет квалификацию, театр погибнет. Так случилось во многих городах, когда новое здание есть, а труппы нет. Например, в Астрахани.

ico-innov-gr.jpg О чём мечтает театр помимо нового здания? Может быть, создание новых фестивалей?

2014-й год – год культуры в России. И мы хотим показать, что наш театр живёт, развивается, создаёт новые произведения. В 2014-м мы поставим два уникальных спектакля, рассматриваемых нами как обособленные проекты – спектакль-дефиле «Коко Шанель. Страницы жизни» и балет «Нунча, Фея и чабан» на музыку болгарского композитора Кирилла Ламбова. Это будут два ярких события в жизни театра и города.

ico-innov-gr.jpg На сайте дизайнера Игоря Дадиани сказано, что премьера «Коко» пройдёт в Большом театре. Это ошибка или нет?

Ошибка. Он человек импульсивный и на начальной стадии работы над спектаклем он вот так вот у себя написал. Я не стала ему ничего говорить. Премьера будет только у нас. Правда, к нам уже обратилось несколько театров с просьбой разрешить поставить у себя «Коко». Я возражать не стала.

ico-innov-gr.jpg Были ли идеи по приглашению Николая Цискаридзе в нижегородский театр оперы и балета после его ухода из Большого?

Никогда таких идей у нас не возникало, хотя одно нижегородское СМИ предлагало вариант его приглашения в труппу. Не хочу сказать ничего плохого про него, он хороший артист. Но то, что он ушёл – это нормально, он своё станцевал. Значит, Большой театр считает, что так должно быть, а не иначе. Ведь любой театр имеет своё мнение о каждом артисте, который в нём работает. 

А что касается шага Цискаридзе возглавить Вагановское училище в Санкт-Петербурге, училища с другой школой – это сомнительное решение. Я настороженно отношусь к подобного рода экспериментам. Время только покажет результат. Да и зачем его приглашать к нам? У нас работают профессиональные педагоги, заслуженные артисты. Они не публичные люди, они конкретно «копаются в ногах», как принято говорить, работают с людьми. Поэтому я не представляю, как Цискаридзе мог бы вписаться в наш скромный коллектив.



К списку всех материалов


КОММЕНТАРИИ [правила]