Участники круглого стола обсуждали возможность застройки подземного пространства центра Нижнего Новгорода под площади торгового центра и с целью решения проблемы с парковками автомобилей. Ведь объекты социального отдыха, такие как крупные ТЦ, привлекают большой поток людей, что в свою очередь не может не сказаться на ситуации на дорогах. В этом случае, говорят специалисты, никогда не будет решена проблема дорожных пробок.
Поэтому важно учитывать последствия подобных проектов, которые могут не только не принести пользы, но и нанести большой вред городу. Хотя, согласитесь, что было бы очень удобно, выйдя из метро, оказаться сразу на пороге крупного торгового центра... подземного торгового центра.
Представитель директора Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода Вера Казанцева отметила:
«Реализация подобного проекта подземного строительства возможна, однако это в большей степени зависит от качества проекта».
Были рассмотрены и основные проблемы, которые могут быть вызваны застройкой подземного пространства. Во-первых, экологическая проблема. Ведь строительные работы предусматривают разрушение прежней системы. Увеличивается риск обвалов, затоплений, расширения оврагов. Вадим Васильевич Воронов, профессор ННГАСУ, заслуженный архитектор России привел такой пример: застройка в 60–70-х годах заречной части города, при которой дома в основном строились на сваеной поле, привела к поднятию грунтовых вод и перекрытию стоков. Это привело к неожиданным подтоплениям в дальнейшем.
Во-вторых, архитектурная проблема. Ее суть заключается в потере городом «исторического лица». Эту проблему участники предлагают решать методом социологического опроса населения.
В-третьих, инженерные проблемы. К примеру, вибрация от недавно построенного метро сказывается на фундаменте и никто не может предсказать последствия длительного воздействия подобного рода.
Интересно, что один из участников круглого стола, главный гидролог ФГУГ «Волгагеология», который должен был сообщить о настоящей ситуации в городе по данному вопросу, не пришел без объективных на то причин. Хорошо сработала вертикаль власти.
А вот план подземного строительства на площади Минина и Пожарского, также рассмотренный на Градостроительном Совете, не получил дальнейшего развития.